Теперь мы все чаще пишем о негативных событиях нашего нового времени – о социальных болезнях, техногенных катастрофах, катастрофической экологии, кризисе экономики... И вдруг исполняется 60 лет со дня создания советскими учеными и инженерами РДС-1 («Россия делает сама») – самой нашей первой атомной бомбы!..
Стремящиеся к мировому господству США, едва остыв от Нюрнбергского процесса, на котором всякая агрессия была объявлена тягчайшим преступлением, уже вынашивали агрессивные планы в отношении своего недавнего союзника – Советского Союза. И уже готовились атомные бомбы! И уже наготове, «под парами», стояли нацеленные на нас стратегические бомбардировщики. И даже распевались бравурные джазы – под бьющий по нервам контрабас:
...И вот летим мы бомбить Союз!
И в наших трюмах опасный груз!..
Прощайте, мама! Прощай, притон!
Ведь в каждой бомбе шестнадцать тонн!
Но в 1949 году этой воинственной браваде был дан адекватный укорот. В Советском Союзе, на Семипалатинском полигоне в Казахстане, была успешно испытана наша бомба, чем и была предотвращена новая мировая война. Более того, навсегда исключена всякая новая агрессия против Советского Союза. Против России.
Как-то, когда я критиковал состояние дел в нынешней России, один из моих оппонентов спросил: «Тебе что, плохо живется?» Разумеется, неплохо. Тем паче по сравнению с 1949-м, холодным и голодным годом. Но не потому, что всех в наши дни одели в джинсы и накормили колбасой без мяса. А потому, что вот уже 65 лет как извечно воевавшая, голодавшая и холодавшая Россия не знает войн. Живет в мире. Торгует, а не воюет, хотя ее то и дело подбивают и провоцируют на это. И в этом первейшая заслуга нашего могучего ядерного щита. Нашей атомной бомбы. Нашей «дальнобойной» авиации. Наших космических ракет и кораблей. И все это было создано и построено именно нами. Советскими людьми. Россиянами. В России. Для России.
Лично я всему этому был как современником, так и непосредственным участником. В 1949 году мне было 15 лет. А в шестнадцать я уже работал на авиамоторном заводе в группе бортового инструмента реактивного двигателя. И где-то в 1968 году готовился стать офицером медицинской службы, проходя стажировку в Тоцких лагерях, где была испытана атомная бомба – уже второго поколения. Более того, однажды мне довелось прочувствовать всю чудовищную силу атомного взрыва, когда под городом Стерлитамаком, где я тогда работал, был произведен мирный подземный взрыв: внезапно дрогнула земля, шевельнулся под ногами асфальт, тревожно зашелестел шифер на крышах домов, стая испуганных голубей с шумом поднялась в безоблачное небо…
Теперь у нас то и дело критикуют Советский Союз и советское руководство, особенно товарища Сталина, вырывая его личность и его деяния из контекста истории жестокого и кровавого двадцатого века. А ведь про Сталина даже наши исконные враги с восхищением говорили, что он принял Россию с сохой, а оставил с атомной бомбой. И вот теперь приходится лишь поражаться его прирожденной прозорливости, его природному уму и энергии!
Уже в 1922 году, прислушавшись к советам ученых, к академику Вернадскому, он способствовал созданию Радиевого института. Он первый охарактеризовал Вторую мировую войну как войну нового типа – «войну машин». И в ту войну наши машины, наше оружие – танки, пушки, гвардейские минометы и самолеты – оказались на недосягаемой для противника высоте.
Сразу же после Второй мировой, почувствовав угрозу войны третьей, Сталин привлек к созданию ядерного щита выдающихся ученых и инженеров того времени: Курчатова, Харитона, Зельдовича. А потом и Сахарова, и Королева, и Александрова, и многих других создателей атомных субмарин и атомных станций, межконтинентальных ракет и космических кораблей. И при этом мы никому не угрожали, если нас не провоцировали. И никогда не бомбили мирных городов наподобие Хиросимы и Нагасаки, пытаясь всех ужаснуть и повергнуть в паническую прострацию. Но недоброжелатели просчитались. Мы были уже пугаными, с чем и создали сначала атомную, а потом и термоядерную бомбу. И повели беспримерную борьбу за мир, за дружбу всех народов мира. За полное запрещение ядерного и другого оружия массового поражения. Хотя и не переставали оставаться начеку – вооружаться, созидая и строясь:
Мы строили ракетные моторы –
Дюраль строгали, плавили вольфрам...
И были наши молодые взоры
Обращены к неведомым мирам!
Да, нам порою не хватало хлеба,
Недоставало времени для сна,
Но мы ракеты забивали в небо, –
И поднималась к Космосу Страна!..
Георгий КАЦЕРИК
Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!