Найти тему
Жизнь после любви

Итак, она звалась Татьяна

Таня с отцом, матерью и младшей сестрой. Таня - крайняя справа.
Таня с отцом, матерью и младшей сестрой. Таня - крайняя справа.

Некоторые мемуаристы расправляются на страницах своих воспоминаний с людьми, которые причинили им неприятности. У меня такой подход вызывал неприятные чувства. Поэтому в своих воспоминаниях о покойной жене и нашей совместной жизни я буду касаться того, что происходило именно с нами. Однако, чтобы мы с Таней не появились ниоткуда, чтобы создать психологический портрет, нужно сказать пару слов.

Таня родилась 23 июня 1958 в г. в г. Хабаровске. В семье учительницы географии Зои Алексеевны и учителя истории (а потом офицера в структурах МВД) Михаила Ефимовича. Родилась Таня в один день с Анной Ахматовой, очень любила творчество этой поэтессы и была "литературоцентричной". Мама Тани была влюблена в творчество Пушкина, знала наизусть «Евгения Онегина». И эта влюбленность определила имя старшей дочери. Конечно же, Таню назвали в честь Татьяны Лариной. А младшую назвали Ольгой. Эта деталь показывает, что мама Тани относилась неформально к своей педагогической профессии. Она точно не была советской «училкой». Зоя Алексеевна любила свой предмет и учеников. Из поездок в страны «социалистического лагеря» привозила не сервизы или престижные вещи, а альбомы по искусству. Родившись незадолго до войны, она перенесла эвакуацию и голод. Поэтому всегда старалась вкусно накормить своих домочадцев. Что в условиях советского дефицита стоило очень больших усилий. При скромной зарплате давала людям в долг до зарплаты, в некоторых случаях, когда было понятно, что у людей совсем плохо с деньгами и не требовала долг вернуть. Отец Тани отличался красотой и в молодости был похож на польского актера Станислава Микульского из популярного в свое время фильма «Ставка больше, чем жизнь». Михаил Ефимович был, что называется, мастером на все руки, хорошо разбирался в технике, помогал соседям понять, куда делась искра в трамблере или почему заклинило швейную машинку. Он много общался со своими дочерями, гулял с ними, помогал делать уроки. В общем, как говорят сегодня, был "включенным отцом", что для того поколения было редкостью.

С детства Таня отличалась живым умом и независимостью. С 11 лет сама покупала себе вещи. По ее словам, в середине 1970-х в ее классе иначе как с иронией к советской идеологии не относились. Ходила такая шутка: «Запад, конечно, загнивает, но зато как замечательно пахнет!».

-2

Таня в детстве

-3

Таня (слева) в детстве с двоюродной сестрой.

После школы Таня поступила в юридический институт, параллельно работая секретарем в краевой прокуратуре. Казалось бы, человек ухватил счастье за хвост. При общительном характере Тани, можно было ожидать, что она использует свой талант на карьерном поприще. Однако проучившись и проработав два года, она увидела изнутри кухню «правоохранительных органов». Безусловно, там было много честных и порядочных людей, некоторые остались ее подругами на долгие годы. Но чтобы остаться в этой системе нужно было быть системным человеком. С нонконформистским характером Тани это было невозможно.

Таня делает крутой поворот в своей жизни (потом таких поворотов будет немало) – и уезжает в Ленинград. Там она работает секретарем-машинисткой в строительном тресте. По тем временам место тоже весьма перспективное. Это было еще советское время, когда можно было от организации получить жилплощадь. Время, проведенное в Ленинграде, она вспоминала как одно из самых лучших в ее жизни. Время молодости и надежд. Ленинград (Петербург) навсегда останется самым любимым ее городом.

-4

Следующим этапом ее жизни был довольно продолжительный, но сложный брак во Владикавказе. Как я и говорил, писать о третьих лицах считаю неэтичным, поэтому подробностей не будет. Но именно здесь Таня научилась журналистской профессии. Сначала это были небольшие местные издания, рекламные материалы. Однако Таню всегда привлекала культура и постепенно она переключается на более серьезные темы. Она начинает освещать выставки, спектакли, премьеры книг местных писателей и поэтов. Так, однажды, в разгар Второй Чеченской войны она поехала в командировку в Ингушетию, в г. Назрань, где немецкий режиссер Петер Крюгер поставил пьесу Бертольда Брехта «Мамаша Кураж», в ролях были ингушские и чеченские актеры. Добираться пришлось на трясущихся на каждой кочке УАЗ-иках, а в самом здании театра были проблемы с отоплением и освещением. Полутемное пространство, сквозь которое пробивался свет нескольких плафонов, очень соответствовало содержанию пьесы. В начале 2000-х Таня писала циклы статей о работе кинофестивалей «Владикавказ», брала интервью у известных актеров. А Георгия Жжёнова посадила... нет, не в калошу, а в кадку с пальмой. Задать хотя бы один вопрос выдающемуся актеру выстроилась целая очередь. Таня так активно пробивалась через толпу, что не выдержав напора молодой красивой журналистки Георгий Степанович отступил на несколько шагов и от неожиданности присел на край большой кадки с пальмой. И ответил на все вопросы.

-5

Однако Петербург продолжал притягивать к себе Таню. И она в очередной раз рискнула. Продала квартиру, которая осталась у нее после развода и уехала в Петербург, чтобы там купить жилье. Работала в небольших питерских изданиях, снимала комнаты в коммуналках. Хотя культурная жизнь Питера была яркой и разнообразной, однако климат не способствовал здоровью. Особенно тяжело Таня переносила темные и сырые питерские зимы. Засыпанный снегом, город напоминал блокадный Ленинград. Однажды на трамвайной линии, по которой ехала Таня, остановилось движение – в трамвае стало плохо женщине, ей вызвали скорую, но женщина умерла до приезда медиков. Картина была поистине блокадная – зима, ночь, метель, стоящие трамваи и мертвая женщина.

Город вполне оправдал название «бандитского Петербурга» - Таня попала на мошенников, потеряла практически все свои средства. Пришлось Тане с подорванным здоровьем и с минимумом средств возвращаться обратно.

Если вам интересно, что было дальше - поддержите эту публикацию лайком или напишите комментарий. А у Вас есть (или была любовь всей жизни)?