Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

Век ВХУТЕМАСа: архитектура, в которой мы живем. Как могли соединиться Москва и Петербург

Рассказываем о том, как их преподаватели и студенты создавали невообразимые проекты, планировали города будущего и сохраняли памятники старины.

Первая часть

Вторая часть

АЛЕКСЕЙ ЩУСЕВ. БИБЛИОТЕКА ИМ. В.И. ЛЕНИНА. КОНКУРСНЫЙ ПРОЕКТ. ПЕРСПЕКТИВА. 1920
АЛЕКСЕЙ ЩУСЕВ. БИБЛИОТЕКА ИМ. В.И. ЛЕНИНА. КОНКУРСНЫЙ ПРОЕКТ. ПЕРСПЕКТИВА. 1920

Николай Ладовский никогда не был консерватором. Напротив, своих студентов он учил тому, что прежде всего нужно попытаться самим создать что-то новое, а уже потом изучать образцы. Не копировать классику архитектуры, а придумывать собственную. При этом авангардист Ладовский уважительно относился к культурному наследию, и доказательство тому — его градостроительные проекты, например знаменитая «Парабола».

НИКОЛАЙ ЛАДОВСКИЙ. ПЛАН РЕКОНСТРУКЦИИ МОСКВЫ («ПАРАБОЛА»). ГЕНПЛАН. 1932
НИКОЛАЙ ЛАДОВСКИЙ. ПЛАН РЕКОНСТРУКЦИИ МОСКВЫ («ПАРАБОЛА»). ГЕНПЛАН. 1932

После революции градостроительство стало одним из важнейших направлений деятельности в новой Советской России. В 1927 году Ладовский начал разрабатывать проект перестройки Москвы. Он предложил законсервировать исторический центр города, остановить массовый снос зданий, многие из которых были памятниками архитектуры. По плану Ладовского, город должен был строиться на северо-запад и разомкнуть кольцевую систему. Линию застройки архитектор предлагал направить в сторону Санкт-Петербурга, пока в итоге две столицы не слились бы воедино. Вдоль этой линии должен был располагаться административный центр, а дальше — другие зоны: жилая, сельскохозяйственная, промышленная и так далее.

МИХАИЛ КОРЖЕВ. ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ НА ВЫЯВЛЕНИЕ МАССЫ И ВЕСА. СКЛАД. ПЛАНЫ. РАЗРЕЗ. ФАСАДЫ. ПЕРСПЕКТИВА. АКСОНОМЕТРИЯ. 1922
МИХАИЛ КОРЖЕВ. ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ НА ВЫЯВЛЕНИЕ МАССЫ И ВЕСА. СКЛАД. ПЛАНЫ. РАЗРЕЗ. ФАСАДЫ. ПЕРСПЕКТИВА. АКСОНОМЕТРИЯ. 1922

В 1920-х годах не существовало профессионального деления на градостроителей и архитекторов, потому и планировкой города, и проектами зданий занимались одни и те же мастера. И ВХУТЕМАС разработал еще одно нововведение. В 1927 году все мастерские, каждая из которых работала под эгидой конкретного архитектора, объединили, и появились специализации: жилищное строительство, строительство общественных и промышленных зданий и градостроительство.

ИВАН ЛЕОНИДОВ. ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ ПРОЛЕТАРСКОГО РАЙОНА. МОСКВА. КОНКУРСНЫЙ ПРОЕКТ. 1 ТУР. СПОРТИВНЫЙ СЕКТОР. ФАСАД. 1930
ИВАН ЛЕОНИДОВ. ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ ПРОЛЕТАРСКОГО РАЙОНА. МОСКВА. КОНКУРСНЫЙ ПРОЕКТ. 1 ТУР. СПОРТИВНЫЙ СЕКТОР. ФАСАД. 1930

Последнее стало отдельной специальностью благодаря архитектору Владимиру Семенову. Он начал работу еще до революции, долгое время жил и учился в Англии. Вернувшись в Россию в 1912 году, Семенов много работал, преподавал, написал книгу об устройстве городов, а в 1923 году организовал Бюро по планировке градоиздательства. Это была первая в стране государственная структура, которая занималась научным проектированием городов и разрабатывала нормативные акты. Большая часть проектов уходила в стол, но один все же был реализован — план застройки Сталинграда.

А в 1931 году Мосгорисполком заказал Семенову разработку эскизного плана реконструкции Москвы, к которой он привлек и студентов ВХУТЕМАСа. Вместе они провели серьезные статистические исследования, изучали демографию, расположение объектов и другие аспекты городской среды. В итоге было принято решение сохранить радиально-кольцевую схему, и все грандиозные планы, в том числе «Парабола» Ладовского и проект полного сноса исторического центра города Ле Корбюзье, так и не воплотились в жизнь. Исполнением нового плана занимался уже Сергей Чернышев, тоже один из преподавателей ВХУТЕМАСа, в 1934 году сменивший Семенова на должности главного архитектора Москвы.

Беседовала Полина Пендина