Добрый день. К сожалению, окончание Второй Мировой войны не принесло миру передышку и буквально через несколько лет началось новое глобальное, на этот раз "холодное противостояние" между государствами победителями. Одной из характерных особенностей этого периода, является начавшаяся гонка вооружений. В силу определенных обстоятельств, Советский Союз оказался в ней в роли догоняющего (по определенным позициям). Прежде всего это касалось получения ядерного оружия, а также средств их доставки. Изначально это была атомная бомба, а также специализированный самолет носитель. Американцы для этих целей использовали свой самый совершенный (на тот момент времени) тяжелый дальний бомбардировщик Boing B-29 "Superfortress". Нам же, требовалось в максимально сжатые сроки достигнуть паритета в этом вопросе со своим потенциальным противником. Что касается самолета-носителя, то как мы знаем, в итоге было принято решение скопировать американский бомбардировщик (используя возможности по его изучения еще во время войны). Полученный аналог "суперкрепости" получил обозначение Ту-4. Он успешно прошел испытания и был запущен в массовое серийное производство.
Могли ли мы пойти иным путем и были ли другие наработки по этому направлению (как минимум требовался самолет с характеристиками и возможностями на уровне американской машины)? Безусловно. Но совокупность различных факторов, таких как серьезность внешнеполитической ситуации (повышение риска скорого военного столкновения между бывшими союзниками), а также имеющееся техническое отставание (по определенным направлениям), не давали возможности быстро реализовать поставленную задачу. Временной аспект сыграл тогда ключевую роль в принятии тех или иных решений. Так какой же была основная проблематика разработки перспективных дальних бомбардировщиков того времени? Прежде всего хотелось бы отметить, что первые изыскания по этой тематике начались еще в начале сороковых годов. Изначально, предлагалось провести комплексную модернизацию нашего тяжелого бомбардировщика Пе-8. Это позволило бы качественно повысить его основные летно-технические характеристики, отработать определенные технологии и получить своеобразный переходный вариант. Работы по этому проекту (он получил рабочий индекс "Т") велись силами конструкторской группы Казанского авиазавода № 124 под руководством И. Ф. Незваля. Однако, работы по нему свернули на стадии начала постройки опытного прототипа. Более подробно об этом изделии мы уже рассказывали в одной из прошлых публикаций (Ссылка на статью). Кроме того, в разряде нереализованных остались и проекты дальнего высотного бомбардировщика ДБВ-202 (работы по нему велись в ОКБ В. М. Мясищева) и дальнего тяжелого бомбардировщика "64" (его разработка велась силами ОКБ А. Н. Туполева). В некоторых источниках отмечается, что свой проект дальнего бомбардировщика подготавливали и в ОКБ С. В. Ильюшина.
Для справки. Проект дальнего бомбардировщика "64". Работы по нему начались в ОКБ А. Н. Туполева в мае 1944 года на базе отечественных технологий и возможностях. Конструктивно машина представляла собой цельнометаллический четырехмоторный моноплан с убирающимся шасси и разнесенным двухкилевым оперением. В качестве силовой установки рассматривалось размещение различных типов моторов (к примеру АМ-42ТК, АЧ-30БФ, АШ-83ФН и других). Экипаж самолета должен был состоять из 9 человек, размещенных в герметических кабинах. Все основные тактико-технические требования неоднократно корректировались и обновлялись. После принятия решения о копировании Boing B-29, дальнейшие работы по изделию "64" были свернуты.
В целом, все эти нереализованные изделия прорабатывались исходя из общих представлений, полученных при изучении американского Boing B-29. Конструкторы рассматривали различные компоновочные и аэродинамические схемы для перспективного бомбардировщика, но в итоге все сводилось к реализации четырехмоторного моноплана с классическим или двухкилевым разнесенным оперением с максимальной скоростью примерно в 620 км/ч и дальностью полета минимум в 5500 км. Разработка самолета подобного класса являлась комплексной технической задачей, которая состояла из нескольких подзадач. В принципе, с проектированием и постройкой планера проблем бы не возникло. Да и с традиционно слабой стороной нашего самолетостроения того времени- двигателестроением, ситуация постепенно менялась в лучшую сторону (мы уже накопили необходимый опыт и научились разрабатывать собственные поршневые двигатели, не хуже мировых аналогов). Рассматривалась возможность оснащения самолета различными вариантами силовых установок- как жидкостного, так и воздушного охлаждения. Основная же проблематика разработки дальнего бомбардировщика, заключалась в построении соответствующих функциональных и вспомогательных систем, а также наличии необходимого специального и приборного оборудования (прежде всего это касалось радиооборудования, высотного оборудования, навигационного оборудования и т. д.). По функциональным системам, к примеру, можно отметить сложность построения перспективной электросистемы бомбардировщика, которая должна была обеспечить электроэнергией возросшее количество потребителей (к примеру, у Ту-4 их в итоге было около четырех сотен). Нужны были новые генераторы, реле, распределительные панели, преобразователи и т. д. Не менее сложным была и реализация современной и эффективной системы управления сложной винто-моторной группы.
К сожалению, наибольшее отставание у нас было по вопросам оснащения самолетов перспективным радиооборудованием. Весь необходимый комплекс подобного оборудования включал в себя: радиосвязное оборудование, радиотехническое оборудование, радионавигационное оборудование, а также систему внутрисамолетной связи. Каждое из изделий должно было решать строго отведенные задачи и удовлетворять набору определенных требований. К примеру, предполагалось наличие нескольких радиостанций (связных, командных, аварийных), которые могли бы обеспечить надежную двухстороннюю связь самолета с землей на большие расстояния, а также связь между самолетами внутри соединения. Что же касается радионавигационного и радиотехнического оборудования, то с его помощью предполагалось решать задачи по автоматическому прокладыванию курса, осуществлению слепой посадки, определению истинной высоты полета, бомбометанию по невидимым целям, обнаружению объектов и определению их принадлежности. Таким образом необходимо было иметь радиовысотомеры, радиодальномер, автоматический радиокомпас, несколько радиолокационных станций различного назначения, маркерный приемник и некоторые другие системы. Без наличия соответствующих специализаций и технологий, разработка подобных устройств затягивалась на неопределенный срок.
Для преодоления всех этих сложностей, требовалось действительно качественное развитие многих смежных областей и направлений, которым в военные годы не уделялось должного внимания. Необходимо было открывать новые НИИ с привлечением высококвалифицированных инженеров, конструкторов, научных специалистов для проведения ряда фундаментальных теоретических и практических исследований. Кроме того, без внедрения новой материально-технической базы и современных производственных технологий, получение должного результата- не представлялось возможным. Высвобождение части ресурсов в 1945 году позволило запустить процессы преобразования всей конструкторско-производственный системы нашей авиационной промышленности. Однако, без мощного импульса, быстрых результатов было не получить. И таким импульсом как раз и стало решение о воспроизводстве американской "суперкрепости". В результате чего, дальний бомбардировщик Ту-4 был создан в кратчайшие сроки. При этом, стопроцентной копией он не являлся. Конструкторы приняли решение как минимум использовать наши аналоги силовой установки (применялся восемнадцатицилиндровый двухрядный звездообразный двигатель воздушного охлаждения АШ-73ТК) и системы оборонительного вооружения.
Решив задачу по запуску в массовое серийное производство аналога, начались работы по его улучшению (они внедрялись в различных производственных сериях) и разработке на основе полученного опыта более совершенных изделий. По предварительным итогам, можно сделать следующие выводы:
- Разработка перспективного дальнего бомбардировщика, являлась сложной технической задачей, для решения которой требовался комплексный подход с привлечением большого количества ресурсов и новых производственных технологий;
- По отдельным смежным направления (к примеру радиотехника), в Советском Союзе возникло серьезное отставание от нового потенциального противника, что требовало его быстрого преодоления;
- Основным импульсом для преодоления имеющегося отставания стало решение о воспроизводстве имеющегося американского дальнего бомбардировщика.