Двуручное фехтование на мечах заслуженно является сокровищем китайских боевых искусств. В Новейшее время двуручное фехтование, в основном, распространено в Шаньдунской линии стиля танланцюань, в то время как мяодао распространялся благодаря Лю Юйчуню из Цанчжоу, а затем и братьями Ма в Центральном институте Гошу. Об этом есть много информации, и мы постараемся уделить этому время.
Однако, если судить по археологическим находкам и письменным источникам о длинных двуручных мечах, то история такого фехтования уходит в глубину веков - к длинному мечу «чанцзя» (长铗 chángjiá) в государстве Чу (740-223 до н.э.) в Южном Китае.
В «Исторических записках» Сыма Цяня (司马迁 Sīmǎ Qiān, 145- 86 до н.э.) приводится даже одноименная песня (长铗歌 Zhǎng jiá gē), которую спел Фэн Сюань из царства Ци в период Сражающихся царств. Эта песня разделена на три части, в ней выражается неудовлетворенность будущего военного стратега своей жизнью, и он жалуется, обращаясь к своему мечу. В современной китайской версии (где 长铗 заменили на более понятный современникам 长剑) она выглядит так:
长剑啊,我们回去吧!这里吃饭没有鱼。
长剑啊,我们回去吧!这里出门没有车。
长剑啊,我们回去吧!没有地方可以安家。
Перевести близко к смыслу можно как-то так (кто может лучше, присылайте в комментариях свои варианты):
Длинный меч, мы уходим домой! Здесь нет рыбы поесть.
Длинный меч, мы уходим домой! Здесь нет колесницы, чтоб отправиться в путь.
Длинный меч, мы уходим домой! Нет места [здесь], где можно было бы обосноваться.
Немного о смысле песни. В то время в почести были так называемые «Четыре молодых аристократа» (四公子 sì gōngzǐ) в царствах Ци, Вэй, Чжао и Чу. Фэн Сюань сперва решил попробовать себя в служении к Тянь Вэню, первому из этого списка. Фэн Чен не использовал музыкальные инструменты для аккомпанемента, а просто небрежно пел, держа пальцы (или настукивая ритм) на мече.
Первое предложение каждой строфы означает: Меч, пошли домой. Последнее предложение каждой строфы является жалобой к Тянь Вэню, объясняющей причину возвращения домой.
Первая жалоба была про отсутствие рыбы. Суть в том, что он пришел в гости к Тянь Вэню, где гости делились на три класса: низшая категория, которой дают есть лишь грубую пищу. Затем средняя, которая может есть рыбу. Высшая категория и рыбку ест, и, как уважаемые люди, на повозке может уехать опосля пира. Фэн Чен был бедным и когда пришел проситься к Тянь Вэню, его домашние сперва отнеслись к нему как к нищеброду, которым он по факту и был. Когда он первый раз "спел на мече", что ему даже рыбы не дали, Тянь Вэнь попросил слуг исправить это. На второй раз Фэн Чен опять повысил свои требования, и снова ему пошли на встречу. Ну а в третий он пел о том, что ему не чем содержать семью, ибо хотел поступить на службу к Тянь Вэню. И на этот раз его жалобу услышали и пошли ему навстречу. С тех пор Фэн Сюань перестал жаловаться и петь, и без колебаний встал на путь служения Тянь Вэню. Здесь мораль в том, что благородный муж должен с пониманием относится к людям, вне зависимости от их положения. Собственно об этом и песня.
Забавно, что в "Книге записей княжества Ци" про Фэн Сюаня записано:
左右皆恶之,以为贪而不知足
Zuǒyòu jiē è zhī, yǐwéi tān ér bùzhī zú
то есть его все сильно не любили, потому что считали жадным и неудовлетворенным! :)
Но если вернуться к истории двуручного фехтования, то увидим, что существовавшее ещё с Чжоу (1046-256 до н.э.) и Цинь (221-206 до н.э.) до династий Суй (581-618) и Тан (618-907), это искусство постепенно исчезает на излете империи Тан. Однако успев серьезно повлиять на военное дело Кореи и Японии, распространяясь через Корейский полуостров.
Обычно приводят различные причины этому упадка, но чаще всего они лежат в военной плоскости. Однако забывают, что происходит это одновременно с усилением феодального деспотизма и под влиянием неоконфуцианства в династиях Сун (960-1279) и Мин (1368-1644). Идеи древности, в том числе и Конфуция, обучавшего стрельбе из лука, о необходимости целостной (как гражданской, так и военной) подготовки были заменены медитацией и чтением книг:
Полдня сидеть в покое,
Пол дня учиться [читать книги]
半日静坐,半日读书 Bànrì jìngzuò, bànrì dúshū
Именно на таком социальном фоне техника двуручного меча-цзянь, преобладавшая ранее в Древнем Китае, постепенно начала приходить в упадок и в конечном итоге в империи Мин (1368-1644) стала некой разновидностью изящных искусств подобно игре на цине. Это происходит в том числе и из-за запрета боевых искусств в годы Юань (1271-1368), когда одновременно прекрасно существовал театр с традиционными постановками боевых сцен.
Сун Маодэн (宋懋登 Sòng Мàodēng), литератор и фехтовальщик времен правления императора эпохи Мин Чжу Ицзюня под девизом "Бесчисленные годы" в 1572-1620 годах, очень сожалел об этом и написал в предисловии к своей книге «Записи использования меча-цзянь представителей школы Цянь» (钱氏剑策序 qiánshì jiàn cèxù):
многие удельные правители пробовали на вкус три старинных [сейчас] не передающихся [знания]: фехтовальное искусство, умение сопротивляться исполнению указов, постановлений и судебных решений и [искусство] подведения бровей [в оригинале 曰剑术,曰抗法,曰画眉 Yuē jiànshù, yuē kàng fǎ, yuē huàméi].
Сопротивление закону слишком жестоко, а третье немужественно, что не подобает благородному мужу [君子 jūnzǐ]. Жаль, что искусство владения мечом-цзянь не передается, что не может не вызывать сожаления у достойного человека..
Известный исследователь ушу Тан Хао считал, что традиционное китайское фехтование двуручным мечом-цзянь было утрачено во времена империи Мин из-за запрета боевых искусств правящим классом эпохи Юань. У него аж две статьи посвящены этой теме, кому интересно - поиск в помощь.
В отличие от китайской ситуации, в это же время японцы, хорошо впитывая чужие культуры, продвигаются семимильными шагами на основе специалистов, обучения и образцов оружия из Китая. Происходит парадоксальная ситуация: со времен династии Сун (960-1279) экспорт этого оружия и методов его использования на материк становится все более очевидным, достигая своего пика в годы противостояния "японских пиратов" с империей Мин.
Поэтому, нет ничего удивительного в том, что в конце династии Мин прекрасно сосуществует с китайским оружием и аналог японского длинного меча под названием «Меч-дао императорской гвардии» (御林军刀 Yùlínjūn dāo). В это время японская техника владения мечом активно упоминалась во множестве текстов, активно интегрируясь в разные слои общества империи Мин.
Но на сегодня - всё, продолжение - по мере возможностей. Специально сделано для камрадов из Минска, которые сейчас активно изучают технику фехтования двуручником. Присоединяйтесь к нам, если вам это интересно!
Всем - хороших тренировок!
Дм. Моисеев, СПб - 2022