Продолжая тему моей предыдущей статьи, хочу поисследовать как появляется потребность быть объектом и определить возможности изменения подобного самовосприятия.
Первые представление о себе, как о личности мы получаем от своей мамы, когда видим её улыбку, чувствуем её радость от своего присутствия в её жизни.
Если этого не происходит, в случае, если мать холодная и отстранённая, в семье родился малыш или по другим причинам, ребёнок может воспринимать безразличие к нему как наказание и чувствовать себя виноватым.
Если его не любят, значит с ним что-то не так.
Иногда случается так, что маленького человека совсем перестают замечать в семье. Не находя этому объяснений, и не представляя возможности изменить эту ситуацию, ребёнок чувствует себя ненужным, лишним, практически тем от чего следует избавляться - мусором, которому нет места в окружающей реальности.
Появляется готовность принять любую, пусть даже, незавидную форму, лишь бы чувствовать своё существование оправданным. Перестать быть ненастоящим для себя и других.
В бессознательном опыте сохраняются воспоминания о том времени, когда ребёнок ещё был нужен своим родителям, и взрослея человек начинает обращать внимание на фигуры, которые наделяет проекциями на значимых близких или на свои представления о них.
Вступая в отношения с этими фигурами, человек делает попытку вернуться в прошлый травматичный опыт, когда контакт с близкими был прерван, чтобы завершить любым подходящим способом ситуацию потери своего "Я" через замещающую фигуру.
Получить новый опыт для решения своего внутреннего конфликта, в котором одновременно есть желание приблизиться к проективной фигуре, соединиться с ней в потребности детского слияния с матерью, и отвращение этой фигуре, причинившей боль и страдание в прошлом.
Отвергнутый, лишний, неживой ребёнок стремится к несуществующей матери.
Расщепление личности, которое, выражаясь метафорически, происходит в момент отрицания и принудительного исчезновения внутреннего ребёнка,приводит к внешнему и внутреннему запрету на его развитие.
Развиваться и расти начинает та часть, которая отвечает за должествование и связана не с тем что хочется, а с тем, что должен делать в социуме. Это приводит к потере возможности развивать свою инициативу, самостоятельно удовлетворять свои потребности и осознавать целостность своей личности, её идентичность.
Психика не может найти необходимые ориентиры для удовлетворения базовых потребностей в безопасности и безоценочной любви.
В состоянии регресса способ восприятия окружающей реальности переходит на невербальный уровень телесного восприятия, и потребность испытывать негативные ощущения может быть связана с желанием почувствовать себя живым, существующим выбраться из бесчувствия.
Образы, которыми делятся клиенты в терапевтической работе говорят об этом состоянии очень много. Ассоциации с мёртвым животным, камнем, чёрным пятном, грязной лужей и другие подобные метафоры являются одновременно симптомами определяющими направление для реабилитации и поддержи.
Выйти из этого состояния можно через исследование потребностей каждой части: замершего ребёнки и функционального взрослого, чтобы желающий бесчувствия и желающий сильных эмоций, смогли вступить в контакт. Им так нужно увидеть друг друга и пообщаться.
Не всё так однозначно, как мы предполагаем. Например,чёрный "Чёрный квадрат" Малевича, на самом деле, состоит из смешения красок всех цветов. И бесчувствие состоит из избытка сдержанных, замороженных для адаптации в детстве чувств.
Будет непросто раскрывать и исследовать системы взаимодействия красок или чувств .
Но если есть желание, то и возможности могут появиться.
Предлагаю поддержку и бережное отношение в безопасном терапевтическом пространстве. Т. 89636324465
Автор: Татьяна Малышева
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru