Найти тему
13,6K подписчиков

Не Хаменко, а Хо

406 прочитали

Не так давно я написала небольшой текст про общение. Про то, что мне не нравится в публичном общении. Про то, на что лично я стараюсь не отвечать. Но, надо признаться, этот текст отнюдь не является всей, скажем так, суммой критериев, которые позволяют мне делать какие-либо выводы о собеседнике. Собственно говоря, я изначально и не думала сделать из текста про общение окончательный и исчерпывающий личный «кодекс чести». Я хотела рассказать, почему утверждения собеседника «чушь» и «бред» не являются для меня аргументами, а являются, в моём понимании, оскорблениями. Однако некоторые мои критически настроенные комментаторы подняли этот текст на флаг, начав размахивать им, говоря: вот, мол, я же не использую эти слова, а значит, мои аргументы сильны и вообще недалеки от истины, в отличие от эмоциональных высказываний ваших сторонников.

После этого я поняла, что необходимо написать ещё несколько важных дополнений к тому, что лично для меня является неприемлемым в общении.

Может, кто-то смотрел фильм Эльдара Рязанова под названием «Старые клячи»? В этом фильме есть персонаж по фамилии Хоменко (очень хорошо, на мой взгляд, сыгранный Николаем Фоменко). Это такой вот типаж внешне лощёного, в дорогом костюме и очочках, бизнесмена, который по форме никогда никому не хамит, но при этом по сути творит такое беззаконие, что лучше бы он хамил, но не делал этого, как говорится.

Бизнесмен Хоменко всегда спокоен, подчеркнуто вежлив и со всеми на «вы». Однако на «вы» и спокойно, безо всякого хамства, он выживает из квартир одиноких старушек, торгует контрабандной икрой и Бог весть чем ещё занимается. За этим же его «вы» всегда следуют жёсткие действия его охраны - двух малорефлексирующих амбалов. И то, что он называет, скажем, бандитские разборки деликатным словосочетанием «решите вопрос, пожалуйста», сути этих разборок не меняет, не делает их культурнее.

Видите? Формально Хоменко не ругается, не обзывается. Он вежлив и спокоен. Но за этой его формой скрывается не внутренняя культура, нет. За этим скрывается его внутренняя вседозволенность. И спокоен Хоменко потому, что а чего ему, собственно говоря, нервничать-то? Он и его братки-амбалы и так всё порешают… Так что бывают и такие типажи.

А ещё бывают откровенные провокаторы. Люди, целью которых в общении является, как я это называю, сковырнуть раны оппонента. При этом совершенно необязательно, что такие люди будут использовать какие-то оскорбительные по своей форме слова. Для чего? Если им достаточно и обычных слов и словоформ, при помощи которых они могут высказать своё презрение, унизить собеседника, плюнуть ему в лицо словесно. И эффект от подобного общения будет таков, что грешным делом, глядя на таких людей, их оппонент подумает: лучше бы на три буквы послал, это хотя бы без иезуитства было. Как это пел ныне опальный Саша Васильев? «Лучше бы пил и курил»… В данном случае с Сашей нельзя не согласиться.

В моём понимании, провокаторство - это побочный эффект презрения к людям, что, в свою очередь, является производным от гордыни. С провокаторами, как это вижу и понимаю себе я, лучше не иметь дела вообще. Провокаторы изначально не ставят себя на один уровень с собеседником, поэтому мне такое общение, к примеру, вообще ни к чему. Такие люди могут зацепиться за одно ваше слово, переврать его и переиначить(забыв при этом кучу своих подобных слов) - и «пригвоздить» вас к изначально сформированному о вас унижающему мнению. Которое (мнение) вообще не зависит от того, что конкретно вы говорите и думаете, коль скоро вы делаете это не в унисон с таким собеседником.

Порой видишь (или читаешь в Сети) подобных собеседников и думаешь: эээ, да это почище «бреда» и «чуши» будет, пожалуй что…