Старая женщина сидела на лавочке возле многоэтажного дома. Вы заметили, что сейчас это очень редкое явление. Бабушки исчезли. Никто не провожает тебя взглядом, не ворчит что-то вослед.
И вдруг женщина. Почему не бабушка?
Потому что одета она была не по-бабушкински. Никаких платков и растоптанных удобных галош.
Это была именно пожилая женщина. В модной шубе, вязаном белом берете. Рядом лежали такие же белые рукавички. На ногах были сапоги из дорогой кожи.
Но она была даже не пожилая, а старая. Когда-то красивое лицо было испещрено глубокими морщинами, уголки губ сползли до подбородка, деля лицо на две половины. Высокий лоб превратился в распаханную пашню. Но больше всего возраст женщины выдавали руки. Они были в пигментных крупных пятнах. Нет, не в гречневой крошке, как называют эти возрастные высыпания врачи, а именно в пятнах. Эти руки с длинными сухими пальцами были сложены у женщины на коленях, ярко выделяясь на фоне черной норковой шубы. К тому же руки были в постоянном движении. Точнее пальцы. Они вели какую-то свою жизнь: вздрагивали, выпрямлялись, потом как будто пытались обнять шарик, затем опадали как засохшие веточки.
Губы женщины тоже иногда шевелились, а глаза устремлялись куда-то перед собой, будто она рассматривает какую-то страницу.
Моя приятельница задерживалась. Я присела рядом с женщиной на скамейку.
-Позволите?
Тут только женщина заметила меня.
-Да, садитесь, пожалуйста.
Голос ее был приятный и молодой.
-Вот и снова мы дождались первого снега. Я — то уже не надеялась. Здоровье подводит.
-Ничего, что я болтаю?
-Нет, нет, говорите. Мне приятно с вами пообщаться. Я не тороплюсь.
-Вы любите музыку? Я про классическую.
- Я хочу полюбить, но пока плохо получается. У меня нет музыкального образования. И наслушенности нет. Только-только начала изучать этот неизведанный для меня мир. Я сейчас как ребенок, у которого не сняли повязку с глаз во время игры в прятки. Он начинает искать, кто и где спрятался. Вот я сейчас этот ребенок.
-Это очень хорошо. Поздно никогда не бывает. Вот меня как раз музыка и удерживает в этой жизни. Нет, я уже не могу играть сама, хотя пальцы и пытаются играть, не подчиняясь мне.
Ничего не могу с ними поделать. Они уже живут без меня, исполняя то, что очень любили.
Я — пианистка. Нет, не знаменитая. Всю жизнь проработала в музыкальном камерном оркестре. Музыка — это тот мир, в котором я жила. В котором была счастлива. И сейчас я живу, потому что могу проиграть в своей голове все мелодии, которые когда-то исполняла. Еще могу слушать, слушать, слушать. Слушать то, на что раньше не хватало времени. Как никогда я понимаю, что музыка она от Бога, она нас спасает от скотства и рабства.
Но это тема не для сегодняшнего дня. Сегодня день первого снега. Я специально вышла на улицу, я делаю сейчас это очень редко. Тяжеловато мне спускаться. Мне ведь уже 91.
Вы просто посмотрите, какая сегодня красота. Мне так много лет, но я не перестаю удивляться. На воздухе мне легче вспоминать музыкальные произведения про снег, зиму и ее волшебство. Вы, конечно, знаете «Метель» Свиридова. Она прекрасна. Но сегодня это «Зимние грезы» Чайковского. Его симфония №1. Послушайте. Хотя начните все же с Дебюсси. Его «Шаги на снегу». Это легко. Это понятно. Просто слушайте. И скоро вы сами начнете оставлять свои следы на снегу. И в своей душе.
Сегодня был прекрасный снегопад. Я не смогла усидеть дома. Боялась, что пока оденусь, то он закончится. Я сейчас очень долго собираюсь.
Успела. Сидела тут на лавочке, подставляла свои уже неземные руки, они принадлежат уже другому миру, и радовалась, что снежинки все еще на них таят. Значит, что я еще живая.
Живая. Такая счастливая я сегодня. Сколько раз я уже пропела стихи Пастернака в музыкальном оформлении Свиридова? Наверное, раз 15. Вы же знаете его «Снег идет»? Хотя. Вам сколько лет? Всего 55? Тогда, конечно, вы слушали это стихотворение в исполнении дуэта Никитиных. Тоже хорошо. Но там приземление. То есть мы тут, на этой грешной земле. А у Свиридова мы там!
Женщина показала пальцем вверх.
Классическая музыка — она не приземляет. Она возвышает. В этом огромное отличие. Хотя, конечно, проще, оно понятнее.
Сижу я здесь уже более трех часов. Я встретила и проводила снег. Вспомнила все, что исполняла про снег.
До сих пор в душе звучать перезвоны и белы-белы снеги Гаврилина. Такое чудо. Неужели это сегодня не слушают? Страшно, если так. Душе нужен полет. Нужно небо. Нужен простор.
Да, музыка спасает. И меня зачем-то держит на этой земле.
Пойду я. Пора. Очень устала. Помогите мне подняться, дальше я сама. Я там палочку положила под лавку, чтобы не думали, что я совсем немощная. Пока я слышу музыку, пока радуюсь снегу — я живу. Сегодня я очень счастливая. Я встретила первый снег.
Женщина надела белые рукавички, оперлась на мою руку, поднялась. Взяла палочку. Она держала спину прямо и гордо. Ноги плохо ее слушались, но она быстро проговорила: «Помогать не нужно. Я сама»
Она ушла. Я взволнованная, ошарашенная сидела на лавочке. Идти мне уже никуда не хотелось. Мне срочно надо было послушать Свиридова. И Гаврилина. Кого там еще упоминала моя неожиданная знакомая?
Прибежала запыхавшаяся подружка.
Ой, ты знаешь, такие пробки, я там заказала нам столик в кафе. Оно совсем рядом. Мне так много нужно тебе рассказать. Ты просто обалдеешь. Мой начальник предложил мне стать его любовницей. Представляешь?
-Что с тобой? Ты какая -то странная.
-Ничего. Просто выпал первый снег
------------------------------------------------------------
Вот такая неожиданная встреча. И мир стал другим.
И я вместе с ним.
Ваша Наталья Берязева
Мои истории "Сказки музыки, или что нашептал ветер" можно почитать. Кликни!