(«Бесприданница»)
Итак, последний акт трагедии Ларисы. Последнее объяснение с Паратовым. С тем, кто несколько часов назад говорил ей: «Ещё несколько таких минут, да... ещё несколько таких минут... Я брошу все расчёты, и уж никакая сила не вырвет вас у меня, разве вместе с моей жизнью».
Минуты промчались – и она слышит уже совсем иное: «Допускаете ли вы, что человек, скованный по рукам и по ногам неразрывными цепями, может так увлечься, что забудет всё на свете, забудет и гнетущую его действительность, забудет и свои цепи?.. Угар страстного увлечения скоро проходит, остаются цепи и здравый рассудок, который говорит, что этих цепей разорвать нельзя, что они неразрывны».
И тут впервые поймёт, что все её мечты так жарко вспыхнувшие, обречены…
А ведь ещё несколькими мгновениями раньше она услышала весьма циничное заявление Паратова, не поверившего её словам о невозможности вернуться домой без него: «Вам можно жить и должно. Кто откажет вам в любви, в уважении! Да тот же ваш жених: он будет радёхонек, если вы опять его приласкаете». Совершенно ясно, что для него она такая же «кукла», как и для других.
Ему не понять, что Лариса уже никогда не сможет вернуться к жениху. Она скажет: «Я мужа своего если уж не любить, так хоть уважать должна; а как я могу уважать человека, который равнодушно сносит насмешки и всевозможные оскорбления! Это дело кончено: он для меня не существует». Когда-то (кажется, что так давно!) она говорила жениху: «Если б я не искала тишины, уединения, не захотела бежать от людей — разве бы я пошла за вас? Так умейте это понять и не приписывайте моего выбора своим достоинствам, я их ещё не вижу. Я ещё только хочу полюбить вас; меня манит скромная семейная жизнь, она мне кажется каким-то раем».
Её разговор с матерью, когда она на каждую насмешку той отвечает, подчёркивая лучшие черты жениха («Да он и здесь хорош, я в нем ничего не замечаю дурного») мне напоминает тот момент, когда Катерина Кабанова уговаривает себя: «Тиша, голубчик мой, ни на кого тебя не променяю!» Она хочет полюбить, она ищет в нём достоинства, она сносит вспышки ревности и бестактные подчас замечания, хотя ей и больно («Колоть беспрестанно мне глаза цыганской жизнью или глупо, или безжалостно»), видимо, считая их появлением любви… Она просит жениха: «Поддержите меня, мне нужно ободрение, сочувствие; отнеситесь ко мне нежно, с лаской!» -хотя, кажется, не может не замечать, что он думает только о себе.
Однако сцена обеда окончательно развенчивает Карандышева в её глазах, лишая даже тех крох уважения, которые были.
Поездка с Паратовым даёт ей надежду на изменение судьбы. Ещё раз хочу сказать: даже такая прогулка, не наедине с мужчиной, уже вредит ей в общественном мнении (пламенный привет поклонникам рязановского фильма, где введена сцена совершенно, конечно, невинной прогулки и гонки на пароходе – но ведь с глазу на глаз!)
И ещё несколько слов для тех, кто рассуждает, «было» или «не было» что-то у Ларисы с Паратовым (я считаю, что всё же не было). Доказывая факт «интима», комментаторы обычно ссылаются на слова Ларисы «Вы мне скажите только: что я — жена ваша или нет?» Кто-то правильно, по-моему, возразил, что невестой она вряд ли назвалась бы, ибо является официальной невестой Карандышева. А кроме того, через несколько минут она скажет: «У меня один жених: это вы». Кроме того, хочу напомнить диалог из третьего действия:
«Паратов. Я хочу попросить Ларису Дмитриевну спеть нам что-нибудь, да и поедемте за Волгу.
Кнуров. Не весела наша прогулка будет без Ларисы Дмитриевны. Вот если бы... Дорого можно заплатить за такое удовольствие.
Вожеватов. Если бы Лариса Дмитриевна поехала, я бы, с радости, всех гребцов по рублю серебром оделил.
Паратов. Представьте, господа, я и сам о том же думаю; вот как мы сошлись».
Мне кажется, совершенно ясно: говоря, что Лариса нужна им для «веселья», Кнуров имеет в виду вовсе не любовные утехи – до такого неприличия он, разумеется, не дошёл бы.
Видимо, и во время прогулки, и сейчас, вернувшись, она ждёт решительного объяснения и предложения со стороны любимого. Вспомним, как Кнуров скажет: «Кажется, драма начинается… Я уж у Ларисы Дмитриевны слёзки видел». Он-то прекрасно понимает обречённость Ларисы: «Да ведь как ни смел, а миллионную невесту на Ларису Дмитриевну не променяет». Скорее всего, инстинктивно чувствует это и Лариса (недаром «слёзки» появились), но она всё ждёт… Видимо, она подозревает какие-то его затруднения, но ради любимого готова на всё: «Я разделю с вами эту ношу, бо́льшую половину тяжести я возьму на себя» (очень удивил один комментарий: «Но ведь оба они очарованы на самом деле деньгами. Он - приданым своей богатой невесты, Лариса - деньгами Паратова». Лариса о деньгах Паратова разве думает?)
А дальше – крушение всего: циничные слова Паратова о «здравом рассудке», да ещё, по существу, и с упрёком («Разве я в состоянии был помнить что-нибудь! Я видел вас, и ничего более для меня не существовало»), отказ Васи посочувствовать и, наконец, предложение Кнурова. Заметьте, что она не ответит ему ни слова – молчит, отворачивается от него. Позднее она заметит: «На меня смотрели и смотрят, как на забаву», - но и Мокий Пармёныч ведь ни слова не скажет о своих чувствах.
Почему всё-таки попросит Карандышева прислать к ней Кнурова? Можно ли полностью понять и принять её слова «Уж если быть вещью, так одно утешение — быть дорогой, очень дорогой»? Не знаю. По-моему, это такое же отчаянное решение, как и то, что она приняла, согласившись стать женой Карандышева.
Снова продолжать жизнь в доме матери она не сможет – уважение окружающих, и так изрядно пошатнувшееся, не вернётся никогда. Что ей предстоит выслушивать от матери (притом постоянно), представить себе не трудно. Кстати, мне кажется, что в данной ситуации мать будет уговаривать согласиться на предложение Кнурова.
Простит ли Карандышев, если вернётся к нему? Возможно. Но вспомним, как он постоянно попрекал её и «цыганским табором», и дружбой с Васей… Сейчас он уверен в её возвращении. Даже представляется защитником: «Я всегда должен быть при вас, чтобы оберегать вас. И теперь я здесь, чтобы отмстить за ваше оскорбление». Но только что он с пафосом заявлял Робинзону: «Она сама виновата: её поступок заслуживал наказания. Я ей говорил, что это за люди; наконец она сама могла, сама имела время заметить разницу между мной и ими. Да, она виновата, но судить её, кроме меня, никто не имеет права, а тем более оскорблять. Это уж мое дело: прощу я её или нет; но защитником её я обязан явиться».
Мне тут ключевыми видятся две фразы: во-первых, конечно, - «Это уж мое дело: прощу я её или нет», а во-вторых, снова гордое возвеличивание себя, любимого, - «Сама имела время заметить разницу между мной и ими».
Попробуем на минутку представить себе положение Ларисы, если она поверит его обещаниям. Что её ждёт? Ведь уже сказано: «Я беру вас, я ваш хозяин». «Карандышев посердится немножко, поломается, сколько ему надо, и опять тот же будет», - сказал Вожеватов. Бесспорно. Но это означает и то, что он снова и снова будет вспоминать всё, что было. Это сейчас он умоляет: «Лариса Дмитриевна! Остановитесь! Я вас прощаю, я всё прощаю», «Уедемте, уедемте сейчас из этого города, я на всё согласен», «Я готов на всякую жертву, готов терпеть всякое унижение для вас». Однако усомнится ли хоть кто-нибудь, что все эти прекрасные слова так и останутся словами и всякий раз в разговоре будет он напоминать о случившемся, подчёркивая своё великодушие?
Остаётся одна дорога – к Кнурову, раз покончить с собой сил не хватило. Но только она ещё не думает о том, сможет ли жить в, бесспорно, золотой, но всё же клетке. Ей обещано «такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать и разинуть рты от удивления», но разговоры в городе, естественно, будут сопровождать каждый её шаг – легко ли это перенести? И понимает она, что любви, которую она «искала и не нашла», здесь нет…
Пока она ещё не задумывается об этом. Но, видимо, чувствует. И именно поэтому даже обрадуется выстрелу Карандышева. Не случайно первая же фраза, сохранённая всеми интерпретаторами, – «Благодарю вас!»
… А великая Комиссаржевская когда-то говорила: «Лариса страдает и гибнет за всех женщин»…
Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Навигатор по всему каналу здесь
"Путеводитель" по пьесам Островского - здесь