— Ещё три кредита взяли, чтобы мебель докупить, двери скрытого монтажа установили и перекрасили коридор, а краска долго не сохла, испортили край, перекрашивали... да ладно, что у вас нового? — Кристина замолчала, заметив, что подруге было неинтересно слушать о проблемах и ремонте.
Маргарита пожала плечами и закинула в рот маслину.
— Собираемся на новогодние праздники на море, но пока не решили куда.
— Мы вот тоже думаем махнуть с Игорьком куда-нибудь, но не знаем пока куда, — озвучить вслух, что денег хватит доехать, может быть, до Золотого кольца, Кристине было стыдно. "Что подумает Марго?"
— Полетели с нами, мы встанем в субботу утром, куда будут билеты - туда и купим, — предложила Маргарита, зацепив шпажкой вторую маслину из бокала с Мартини. Почти восковое, без единой морщины лицо гостьи, ничего не выражало.
Кристина даже перестала выкладывать на тарелку колбасную нарезку, подумав про себя: "А что, так можно?"
— Игорь работает, а так мы бы с удовольствием.
Маргарита вновь пожала плечами и добавила:
— Но ты же не работаешь, можешь лететь?
— Не, ты что, я без Игоря никуда!
— Что ты вцепилась в своего Игоря, на отдыхе полно мачо, готовых составить тебе компанию. И, вообще, что ты всё сама на стол собираешь? Возьми выездное обслуживание или девочку-помощницу, — Маргарита чуть брезгливо посмотрела, как Кристина собирала на тарелку закуски и ушла в гостиную.
***
Три года назад Игорь и Кристина купили квартиру в новом микрорайоне и с большим воодушевлением принялись делать ремонт. Им хотелось шика за минимальные деньги, чтобы показать знакомым и друзьям, что они тоже могут это себе позволить. Был нанят модный дизайнер, не привыкший следить за деньгами, и после третьего предложенного проекта заказчики поняли, что всё это им не по карману.
Дизайнера сменили на девушку, которая только-только прошла курсы и пробовала себя в качестве новоиспечённого специалиста за наполнение портфолио. Она очень старалась, пыталась влезть в скромненький бюджет, ничего не упустить. Особенно отдаляло завершение ремонтных работ желание заказчиков успеть за всеми новомодными трендами.
"А вот это, Лиза, посмотри, сейчас о-о-о-очень модно", — каждое утро дизайнера начиналось с фотографии в диалоге с Кристиной и описанием того, что ещё нужно добавить.
Елизавета закатывала глаза, просматривая телефонные сообщения. Она уже была не очень рада такому клиенту, но решала, что это отличный способ получить опыт, чтобы уметь отстаивать свои интересы и показывать, что каждое новое "хочу" отдаляет новосёлов от въезда новую квартиру и раздувает бюджет.
Взятые намного позже заказы удалось выполнить намного раньше, чем самый первый, и Лиза уже готова была извиниться и отказать Игорю и Кристине в дальнейшем сопровождении, но тут заказчики взяли несколько кредитов и за три недели ремонт был завершён.
Уже была расставлена мебель, акцентная часть тоже была практически завершена, как Елизавета увидела несколько необычных коробок среди тех вещей, что Кристина принесла для декора.
— Красивый набор, и вот эти игрушки на ёлку - тоже очень красивые, винтажные, — Лиза раскрыла коробку и стала вынимать содержимое.
— А, это бабушкино наследство, - махнула рукой Кристина, — не выбросила что-то. Как-то собирались на новый год у бабули, я маленькая была, а она сунула мне это и сказала: приданое. Теперь уже и бабули нет. И мать мне сейчас отдала вот это, там ещё полотенца, простыни какие-то, ей без надобности. А мне зачем? Тоже не нужно.
— Это же память! Это обыграть можно в интерьере! — карие глаза дизайнера загорелись, словно лампочки, и фантазия Елизаветы уже прорисовывала интерьер, в который отлично вписались бы эти предметы.
— Лиза! Ну ты чего! У меня такие гости будут через неделю, какие игрушки, какой набор? Смеяться будут. Нужен — забери.
— Как?
— Руками, — рассмеялась заказчица.
Елизавета покрутила набор в руках и отложила, чтобы забрать. Двенадцать столовых ложек, вилок и ножей были завёрнуты в жёлтую газету и перетянуты ниткой. Рядом был ещё один свёрток с одиннадцатью чайными ложечками. Лиза посмотрела в коробке, но утерянной ложки не обнаружила. Видимо, потерялась, решила Лиза и забыла об этом.
Она сняла видео интерьера, сделала несколько удачных фотографий и вышла на балкон, где в кресле сидела Кристина, пуская колечки дыма. Вчера хозяйка сделала себе какую-то дорогую процедуру по уменьшению морщин и казалось, что лицо кукольное, облито воском, и ни одна морщинка ни за что на нём никогда не появится.
— Мне столовый набор очень понравился, если не против, я его возьму.
— Да, конечно, ты столько для нас сделала и бесплатно. Думаю, что это будет хорошим подарком, мы о тебе будем помнить всегда, — Кристина натянуто улыбнулась, пуская дым.
— Завтра же вы обо мне забудете, — Лиза тоже улыбнулась.
— Ты нам сделала такой крутой ремонт, как мы тебя забудем?
— Знаешь, люди по ушедшим, даже родным, часто страдают ровно до поминок, а потом забывают их, потому что дела, проблемы и тяготы никуда не делись. Человек ушёл, а все остальные продолжают жить. А я всего лишь дизайнер, — Лизе сейчас хотелось сказать Кристине напрямую о столовом наборе и других вещах, которые были её памятью о бабушке, но она решила описать ситуацию более абстрактно.
Кристина даже не поняла посыла. Её кукольное лицо, с невероятного размера наращенными ресницами, эти губы - уточки, делавшие женщину копией или пародией на кого-то, совсем ничего не выражало. Лиза даже пожалела Кристину, которая так изменилась внешне с момента их знакомства.
Елизавета шла домой и думала:
"Боже", мы вечно опасаемся, сделать что-то не так, выглядеть нелепо или смешно, подстраиваемся под чьё-то мнение, предрассудки, моду и живём с оглядкой: " Что подумают другие", так жаль, словно чужая жизнь".
Она проходила мимо стихийного рынка, где бабушки продавали вязаные носки, старый хрусталь, пожилые мужчины раскладывали зап.части для мотоциклов и машин и чайников, и мысли всё больше наполняли её голову.
— Девушка, возьмите часики, — обратилась к ней какая-то женщина.
— А? — Лиза остановилась.
— Лучше у меня вазочку купите, отдам недорого.
Лиза улыбнулась и стала рассматривать товары, разложенные на импровизированных лотках из досок. Взгляд её упал на коробку с надписью "Столовый набор".
— А что это у вас за коробка?
— А это вот я блюдо в нём принесла, чтобы не разбить.
— Коробочку возьму, сколько? — Елизавета уже представила те самые ложки и вилки и ножи, разложенные в этой коробке под бархат.
— С блюдом берите за пятьсот.
— Хорошо, — обрадовалась Елизавета.
Цена, конечно, была завышена, и свободных денег у девушки оставалось немного, но покупка была по карману. Новый проект, в которым Лиза должна была участвовать и отвечать за наполнение двух посудных витрин, просто "просил" такую коробочку. С заказами в последнее время всё не складывалось, и денег у девушки почти не было.
"Жаль, что одной ложки нет", но Лиза уже придумала, как это обыграть.
Довольная, Елизавета пришла домой и разложила столовые приборы в коробочке. Прекрасно! На объект нужно было выехать, если всё останется в силе, после новогодних праздников, и коробку дизайнер отложила на полку до этих времён.
***
Лиза проснулась в половину первого ночи. Встревоженно встала и прошлась по комнате, затем вернулась к полке и достала коробочку со столовым прибором.
— Моей Кристины это приданое, зачем взяла? Верни, иначе век работы не видать! — так и стучал голос пожилой женщины в цветастом платке.
Лизе приснился сон. Словно сидит она за деревенским столом на свадьбе, а перед ней не тарелка с угощением, а эта самая коробочка. А бабушка Кристины стоит напротив и твердит одно: "Зачем взяла? Это же память, это приданое моей внучки". И гости все осуждающе смотрят на девушку.
Елизавета быстро оделась и вышла на улицу.
— Кристина, не разбудила? Нет, прекрасно, я забегу на минутку, — девушка знала, что те, к кому она так спешила в квартиру, не ложатся раньше двух-трёх часов ночи.
Лиза просто летела с пакетом в руках. На пороге такой знакомой квартиры она достала коробку и вручила Кристине.
— Это вам на новоселье, смотри, как прекрасен этот набор в коробке! Поставь его на полку. Теперь всё, моя работа завершена.
Кристина чуть закатила глаза, но сделала вид, что рада.
— Спасибо! Зайти не приглашаю, у нас гости.
— Да, конечно, я пойду.
Кристина повертела коробку в руках и сунула на полку в гостиной.
— Что это? — поинтересовалась Марго.
— Да-а-а, дизай-нер приходила, подарок сделала на новоселье.
— Слушай! Какой прекрасный набор, это же чьё-то фамильное серебро. Такие и стоят дорого, и их днём с огнём не найти, они обычно по наследству передаются. Я очень хотела похожий купить в прошлом году, но это был чей-то подарок Ленке и она мне его не продала. Лен, смотри! Я бы такой купила. Кристин, продай мне его, а? — её восковое лицо дрогнуло. — И телефон дизайнера дай, она знает толк в подобных вещицах.
Кристина мысленно уже считала деньги, вырученные за столовый набор, и вспоминала, где может быть ложечка, ведь она её видела совсем недавно.
— Вот как я тебе могу что-то продать, Марго?! Бери так, в подарок. А вы меня с собой возьмёте на отдых. Оплатишь мне перелёт и гостиницу?
Маргарита улыбнулась, но кивнула:
— А как же Игорь?
— Но вы же на девичник собрались, я правильно поняла, без вторых половинок?
— Да, — кивнула Лена.
— Ну и договорились! Тебе Марго столовый набор, а мне отдых за твой счёт, — Кристина ещё раз озвучила состоявшийся обмен, при свидетелях.
— И телефон дизайнера не забудь дать. Пока отдыхать будем, я её попрошу кое-что мне сделать, — добавила Маргарита.