Найти в Дзене
Юстас М

Психологические уловки телефонных мошенников

Начиная с 2020 года телефонные мошенники заметно активизировались. Наверное мало найдется из нас тех, кому еще не звонили из "службы безопасности банка", с сообщением, что кто-то хочет украсть с нашей карты деньги.

Телефонные мошенники изобретают все новые способы. Но, несмотря на это, в основе всех их схем лежат простые психологические уловки, зная которые можно противостоять попыткам вас обмануть.

Сразу следует оговориться - если вы поняли, что разговариваете с мошенниками, лучшим вариантом будет просто бросить трубку и не разговаривать с ними.

Но бывают ситуации, когда вы не сразу понимаете, с кем говорите. Вот именно таким случаям и посвящена данная статья. Итак, какие же основные психологические уловки применяют телефонные мошенники, чтобы вас обмануть и как этому противостоять?

Эффект неожиданности. Вы занимаетесь своими делами, не думая ни о чем плохом и вдруг раздается звонок, и напряженный голос заявляет вам, что в отношении вас совершаются мошеннические действия, кто-то пытается украсть у вас деньги с карты.

Естественно, вы уже напряглись. А для усиления этого эффекта мошенники представляются сотрудниками службы безопасности банка. Или еще круче - сотрудником полиции, который сейчас ведет расследование уголовного дела.

Тут мы уже переходим к еще одной психологической уловке - попытка напугать вас, вызвать чувство тревоги и неуверенности в себе. Испуганного человека легче обмануть.

Не секрет, что многие из нас, услышав слово "полиция", всегда испытывают чувство неуверенности. Даже если никогда ничего противоправного не совершали.

А тут вдруг: "Здравствуйте, полиция вас беспокоит, я из главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции капитан полиции Иванов Иван Иванович. Вас только что пытались ограбить. В банк зашла Сидорова Мария Ивановна с доверенностью от вашего имени и пыталась снять со счета все ваши деньги"...

Вас застали врасплох, представились сотрудником полиции, вызвав чувство неуверенности (страх быть наказанным) и усилили эффект, сказав, что только что кто-то пытался украсть ваши деньги (страх потери).

Эффект неожиданности и испуг - это психологические уловки мошенников, которые они используют, чтобы сбить вас с толку и лишить возможности критически оценивать ситуацию.

Далее мошенник включает следующую психологическую уловку - интонационное включение. Интонации в разговоре - это мощное средство управления эмоциями человека.

Пользуясь этим приемом, мошенник пытается не только напугать человека, но и вызвать доверие к собственной персоне: "Вас пытались ограбить, но вам не следует беспокоиться. Я помогу вам..."

Цель - заставить человека верить мошеннику и вести его к той цели, к которой стремится мошенник - то есть отъему денег у своей жертвы.

Опытный мошенник играет интонациями. Где-то берет паузу, где-то может надавить на свою жертву, где-то вселить надежду. Мошенник манипулирует , ведя к нужной ему цели.

И еще один распространенный прием - лимит времени. Мошенник внушает человеку, что нужно действовать быстро, чтобы "спасти" свои сбережения. Не дает времени подумать, сосредоточиться, всячески побуждая свою жертву действовать быстро, необдуманно.

Как этому противостоять? Всем этим уловкам можно противодействовать одним очень хорошим способом. Начинайте задавать уточняющие вопросы. "Простите, я не расслышал, как вас зовут?" "А в каком отделении полиции вы работаете?" "А по какому адресу оно расположено?". "Кто ваш начальник?" И тому подобное.

Мошенники сейчас подготовленные и они могут ответить правильно на все ваши вопросы, но чем больше таких вопросов, тем больше шансов, что мошенник увязнет в собственном вранье, раскроет себя. И вы поймете, что перед вами никакой не сотрудник полиции, а преступник, по которому тюрьма плачет горючими слезами.

Ну, а если остались сомнения, можете прервать звонок, позвонить в отделение полиции, в котором якобы работает "сотрудник" и спросить, работает ли там такой человек.

Тут мы применяем еще один прием противодействия уловкам мошенникам: "Сейчас я занят, оставьте свой номер, я вам перезвоню". Нужно попытаться разорвать словесный контакт с ним. Тем самым вы заставите нервничать мошенника, торопиться и как следствие, совершать ошибки.

Мошенник хорошо понимает, что если жертва сорвется с крючка, второго шанса развести ее на деньги может и не быть. Нужно сохранять контакт с человеком любой ценой! Именно поэтому вас будут всячески убеждать, что прерывать звонок ни в коем случае нельзя.

Одну мою знакомую разводили в течение четырех часов подряд. В результате она не только лишилась значительной части своих сбережений, но и оформила на себя кредит.

Многие жертвы мошенничества говорят, что они были как под гипнозом, когда переводили свои деньги непонятно кому. Вот, чтобы не попасть под такой гипноз, прервите звонок, остановитесь, подумайте.

В заключение хочу сказать - сейчас появилось много блогеров, которые разоблачают мошенников, выкладывая записи в интернет. Но не следует недооценивать врага и пытаться играть с ними, подражая известным людям, разоблачающим мошенников. Для них это профессиональная деятельность, а вы всего лишь любитель.

Поэтому, как только вы поняли, что разговариваете с телефонным разводилой, а не с сотрудником банка или полиции, просто прервите с ним разговор и все.