Приближается самый любимый российский праздник — Новый год. Он радует всех — и взрослых, и детей. Об истории этого замечательного праздника редакции «ЧС» рассказал известный историк, главный редактор научно-исторического журнала «Сибирский Архив» доктор исторических наук Владислав Кокоулин.
— Владислав Геннадьевич, известно, что Новый год стал праздноваться со времен Петра Первого. А в связи с чем он был введен?
— Новый год в привычном всем нам виде действительно появился при Петре Первом. Однако само наступление нового года отмечалось и раньше. До XV века календарный новый год наступал 1 марта, а с XV века — 1 сентября. Это был религиозный праздник: церковная служба «О начатии нового лета» происходила с участием церковной и светской власти, а также знати и служилых людей. В Москве церковная служба проходила на соборной площади Московского Кремля. После нее начиналась обедня.
Петр Первый, который в своих преобразованиях во многом ориентировался на европейские традиции, приказал ввести летоисчисление не от сотворения мира, а от предполагаемого рождения Иисуса Христа в 5 508 году от сотворения мира, а календарный новый год начинать 1 января.
— А в каком году в России впервые отметили Новый год?
— В ночь с 31 декабря 1699 года на 1 января 1700 года. Накануне праздника Петр I приказал украсить главные улицы Москвы и дома знати хвойными деревьями и ветками по образцу европейцев, которые жили в Немецкой слободе возле Москвы. Горожанам предписывалось зажечь на улице костры, запускать фейерверки, а также поздравлять друг друга. Праздник должен был продолжаться 7 дней.
— Получается, что Новый год «конкурировал» с Рождеством?
— Если мы говорим о XIX веке, то скорее эти два праздника дополняли друг друга. Устанавливали и наряжали новогоднюю елку перед Рождеством, которое приходилось на 25 декабря, а убирали ее после Крещения 19 января.
Само украшение елки было связано с религиозной тематикой — на макушку елки помещали Вифлеемскую звезду, а на ветки развешивали фигурки ангелов, но также сладости, фрукты и орехи.
— Эти религиозные традиции прервали большевики после прихода к власти?
— Нет. Их прервал последний российский император Николай II. В 1915 году немецкие военнопленные в одном из госпиталей отпраздновали Рождество, что вызвало возмущение россиян. И тогда Николай II запретил устраивать елки на Рождество.
Большевики же, напротив, в декабре 1917 года запрет отменили и рождественские елки вновь стали устанавливать в общественных местах. А когда в 1918 году большевики ввели летоисчисление по григорианскому календарю (чего не сделал Петр I) и в результате расхождение между европейским календарем и российским сперва составляло 11 дней, а потом — 13). Поскольку церковь выступала против прихода к власти большевиков, то они не признали этот большевистский декрет. Так у нас появилось «православное Рождество» 7 января и «старый Новый год» 13 января. А поскольку современные россияне готовы праздновать и католическое Рождество 25 декабря, то у нас получился целый цикл праздников — от католического Рождества 25 декабря до Крещения, которое православная церковь должна праздновать 6 января по юлианскому календарю, но празднует тем не менее 19 января по григорианскому календарю.
А в конце 1920-х годов большевики наконец-то решили «покончить с религиозными и буржуазными предрассудками» и отменили празднование Нового года. Однако в 1935 году в борьбе с очередным «левым уклоном» елку вернули на место. Но украшала ее теперь уже не Вифлеемская звезда, а советская — красная. И игрушки стали под стать времени — кремлевские башни, снопы пшеницы, а дальше — в духе времени: космонавты, снопы кукурузы, искусственные спутники земли.
— А как менялся новогодний стол?
— Мандарины на новогоднем столе появились еще в Российской империи — при Николае II. Хотя позднее в эпоху всеобщего дефицита продуктов мандарины стали недоступной роскошью, тем не менее, советские люди «добывали» их всеми силами, чтобы украсить новогодний стол.
Салат Оливье появился на новогоднем столе уже в послевоенное время — продуктов было мало и сделать салат из того, что есть в магазине, добавив в крайнем случае сметаны вместо дефицитного майонеза, было не трудно любой советской хозяйке.
Конечно, в годы войны и послевоенное время новогодний стол был достаточно скромным — часто вместо шампанского и рождественского гуся выставляли водку и вареную картошку с нарезанной селедкой с луком. Но ведь не в этом был праздник. Вдобавок с 1 января 1949 года в советском календаре появился еще один выходной — 1 января.
— А как праздновали Новый год в Новосибирске?
– Первоначально горожане отмечали в основном Рождество, которое до революции приходилось на 25 декабря. В этот день накрывали рождественский стол, а в праздник устраивали катание с горки на берегу Оби.
В годы революции и Гражданской войны, казалось бы, было не до праздников. Но нет! Новый, 1919 год, горожане отпраздновали настолько бурно, что рассказы о попойках и буйствах на благотворительных вечерах и в общественных местах попали на страницы многих сибирских газет.
Когда при Сталине елку официально вернули, то в Новосибирске развернули два елочных базара — возле театра «Красный факел» и в загородном питомнике. В магазинах можно было купить наборы елочных «идеологически правильных» игрушек, но стоили они довольно дорого, поэтому горожане мастерили игрушки из бумаги, картона, веточек и шишек. А также из фольги, в которую заворачивались шоколадные конфеты. А главная городская елка в те годы устанавливалась в Первомайском сквере.
По мере расширения города стали появляться общественные елки и ледовые городки в других частях города. Но самым необычным оказался новый, 1952 год — тогда в январе на площади Ленина можно было покататься на верблюде!
Современный вид праздник приобрел в 1970-е годы, когда появились последние его обязательные атрибуты — фильм «Ирония судьбы» и новогоднее обращение главы государства.
— А какие-то новые элементы в праздновании Нового года сегодня добавляются?
— Конечно, как и все российские праздники постсоветский Новый год претерпевает постоянные изменения. На современный российский Новый год очень сильно повлияло очередное увлечение «востоком» в 1990-е —начале 2000-х годов. Восточный новый год, и даже не столько его традиции, сколько его «зверевое» измерение. Атрибутика очередного Нового года в России в последние десятилетия обязательно включает какого-нибудь животного — мышь, быка, тигра, лошади и других зверей (в зависимости от того, год какого животного наступает).
Но самое поразительное, что новые традиции празднования Нового года никогда не отменяли старые, они их немного заменяли, но в большей степени дополняли. В итоге в современном российском Новом годе причудливо сочетаются христианские, советские и восточные мотивы.
Подготовила Марина Вдовик