Западное эмбарго и потолок цен на российскую нефть должны были существенно сократить кремлевские финансы, пишет Эдуард Штайнер в издании WELT. Но Москва оценила сложившуюся ситуацию и разработала новую стратегию. А европейцам лучше подумать о себе и запастись теплыми одеялами. Краткие выдержки из статьи ниже.
На днях Дмитрий Медведев, заместитель председателя Совета безопасности Российской Федерации, посоветовал европейцам запасаться "шнапсом, ватными одеялами и кипятильниками". Он отметил, что потолок цен на российскую нефть приведет к тому, что она либо вовсе исчезнет с европейского рынка, либо поднимется в цене. И тогда Запад поймет, что он "в неравной схватке с русским медведем и генералом Морозом" потерпел поражение. Насколько пагубными для Европы окажутся введенный 5 декабря ценовой потолок в 60 долларов за баррель российской нефти марки Urals и запрет на ее морские перевозки, будет зависеть от уже заявленных, но пока еще не конкретизированных Кремлем, ответных мер.
Заместитель министра энергетики Павел Сорокин заявил, что западные санкции в области нефти и нефтепродуктов не окажут существенного влияния на российскую экономику. По его словам, цены на нефть будут держаться на высоком уровне из-за "явного дефицита" многих нефтепродуктов и из-за отсутствия избыточного предложения черного золота на рынке:
Колебания в нефтедобыче будут не сильнее, чем весной, и не достигнут критических масштабов. Большая часть рынка останется доступной для наших товаров согласно общепринятым рыночным принципам
Действительно, Китай уже согласился продолжать сотрудничать с Россией и закупать у нее нефть. Индия, относительно новый ее клиент в закупках сырья, также дала понять, что не придает особого значения западному эмбарго, которое привело только к изменению потоков поставок и в конечном итоге — к ненужному удорожанию энергоносителей для новых индустриальных стран.
Хотя сразу после начала украинского конфликта санкции против российских нефтяных фирм и отказ США, Канады и Великобритании от импорта российской нефти и нанесли урон, уже в июне добыча черного золота в России увеличилась на 2,7% по сравнению с прошлым годом. А с января по октябрь 2022 года, по сравнению с 2021, произошел рост добычи нефти и газового конденсата на 2,4%. Добыча достигла уровня в 443 миллиона тонн, утверждают аналитики агентства Akra.
Согласно данным международного ценового агентства Argus Media, если до начала военного конфликта на Украине 85% морского экспорта нефти марки Urals шло в ЕС, то в сентябре этот показатель составил всего 24%. Но Россия не сидела сложа руки с непроданной нефтью. Большую ее часть — около 1,2 миллиона баррелей в день — она смогла переориентировать на Азию, на которую уже в прошлом году приходилось 42% российского экспорта нефти.
Индия воспользовалась моментом, когда Россия была вынуждена продавать нефть со значительными скидками, и неожиданно закупила в начале осени 40% российской нефти марки Urals, доставляемой морем. Возросла и доля Турции — с прежних 5 до 21%. Иными словами, пока Россия несмотря на 20-процентную скидку по сравнению с ценой на нефть марки Brent относительно благополучно вышла из положения и согласно всем прогнозам экспортирует столько же нефти, что и в 2021 году.
Чтобы минимизировать последствия нынешнего нефтяного эмбарго и потолка цен, а также разместить на других рынках объемы, которые ЕС с 5 декабря больше покупать не будет, Россия подстраховалась, обзаведясь целым флотом из более чем ста нефтяных танкеров. Об этом недавно сообщила Financial Times. Таким образом Россия сможет обойти те мировые компании, которые в будущем не смогут страховать свои транспортные суда, если захотят перевозить российскую нефть, купленную по цене выше, чем 60 долларов за баррель.