Найти тему

Ключевые события автобусных перевозок Подмосковья за 2022 год

Оглавление

Всем привет! Хочу поздравить всех подписчиков и читателей канала с наступившим 2023 годом! Желаю всего самого самого наилучшего! Пусть новый год принесёт только позитивные эмоции!

Ну а стартовая в новом году публикация будет о событиях года прошедшего. Достаточно насыщенным выдался год для пассажирских перевозок Московской области. Особое внимание заслуживает тема автобусного сообщения в регионе. Как раз о ней сегодня и поговорим - кратко пробежимся по основным событиям.

1. Кризис с перевозками в Домодедово

Право осуществления перевозок в 2022 году по маршрутам городского округа Домодедово, а также по маршрутам между Домодедово и Москвой получил крупный частный перевозчик.

Думается немногие жители Домодедово 1-го января ощутили какие-то изменения в работе автобусов - ведь празднование Нового года, оно и понятно. Буквально через пару дней, когда люди начали потихоньку "просыпаться", стало очевидно, что положение дел существенно изменилось: автобусы какие-то другие; расписание не обновлено, а старое не соблюдается; нет совсем поздних рейсов; метки на карте не отображаются...

Автобусы Volgabus частного перевозчика на автовокзале в Домодедово.
Автобусы Volgabus частного перевозчика на автовокзале в Домодедово.

Жители города и всего района потребовали немедленного решения проблемы. Потому как в транспортной блокаде оказались ещё и работники аэропорта Домодедово, где не бывает выходных и праздничных дней.

Какое-то время в Домодедово вновь курсировали автобусы Мострансавто, пригнанные со всей области. Частник же собирал технику с остальных собственных площадок.

Типичная январская картина для Домодедово: новый перевозчик и помогающие ему автобусы Мострансавто.
Типичная январская картина для Домодедово: новый перевозчик и помогающие ему автобусы Мострансавто.

Конечный результат получился следующим: перевозчик остался работать, а ситуация улучшилась с приходом новых газомоторных автобусов Lotos-105. На остановках обновили расписания, регулярность рейсов удалось выправить.

Автобус Lotos-105 на маршруте №420 от метро "Домодедовская" до улицы Лунная в Домодедово. Источник - https://fotobus.msk.ru/photo/2920715/
Автобус Lotos-105 на маршруте №420 от метро "Домодедовская" до улицы Лунная в Домодедово. Источник - https://fotobus.msk.ru/photo/2920715/

2. Передача 200 автобусов из Москвы в МО

Итак, раз уж все кинулись спасать Домодедово, то в других городах и районах МО возникли большие проблемы с подвижным составом. Не иначе как цепная реакция.

Более того, увеличился объём транспортной работы у Мострансавто (МТА). Предприятие приступило к обслуживанию многих системообразующих маршрутов: в Сергиев Посаде 23, 42, 49; в Орехово-Зуево 22 и 43; в Зеленограде 312, 476, 495.

Необходимо было срочно где-то достать технику. И сразу же после январских праздников столичный Мосгортранс передал в область 200 автобусов, из которых 50 - особо большого класса.

Нельзя сказать, что московские "подарки" сильно помогли области, но некоторые города выигрыш получили. Например, в Химках и Подольске снова стали ездить гармошки по самым загруженным линиям. А в Рузе удалось стабилизировать ситуацию на маршруте до станции Тучково.

Переданные из Москвы автобусы ЛиАЗ-5292 на маршруте №21 Руза-Тучково.
Переданные из Москвы автобусы ЛиАЗ-5292 на маршруте №21 Руза-Тучково.

3. Реализация программы выделенных полос

Все прекрасно знают как много выделенных полос появилось в Москве. Приоритет общественного транспорта только и делает, что растёт.

Московская область ничего не предпринимала для увеличения скорости движения наземного транспорта. А стимул, безусловно, был - новостройки, большой поток машин, постоянные заторы, простаивающие автобусы. И вот в минувшем году наконец-то реализована программа по обустройству 100 выделенных полос в МО.

Конечно, не везде всë гладко. Есть примеры реального прогресса, как скажем, выделенка для маршрута 345 в Химках.

Где-то по новым выделенкам ездят только тесные маршрутки, в которые трудно влезть в часы "пик". Ну а где-то приоритет транспорту оказался не по душе автомобилистам - видите-ли целую полосу отняли!

Выделенная полоса для общественного транспорта на Путилковском шоссе.
Выделенная полоса для общественного транспорта на Путилковском шоссе.

Но так или иначе замечательно, что вопрос популяризации общественного транспорта сдвинулся с мёртвой точки, хочется верить и в дальнейшее развитие таких проектов.

4. Испытания автобусов

Минувший год запомнится и испытаниями довольно экзотичной для Подмосковья техники. В течение нескольких месяцев автобусный парк города Одинцово эксплуатировал машины НефАЗ-5299 и МАЗ-303.

Крайне необычно было лицезреть автобус Нефтекамского завода в ливрее "Наше Подмосковье", ведь многие привыкли видеть НефАЗы в привычном московском бренде.

Автобус НефАЗ-5299 на маршруте №75 Голицыно - Парк Патриот - Кубинка.
Автобус НефАЗ-5299 на маршруте №75 Голицыно - Парк Патриот - Кубинка.

Также испытания в филиале города Королëв проходил современный микроавтобус "Газель Сити". На территории страны этих машинок становится всë больше и больше, думается уже совсем скоро и в Московской области они будут лидерами сегмента малого класса.

Газель "Сити" на испытаниях в Мострансавто. Источник - https://fotobus.msk.ru/photo/2792221/
Газель "Сити" на испытаниях в Мострансавто. Источник - https://fotobus.msk.ru/photo/2792221/
Новая Газель "Сити" на маршруте ЖК "Солнечная Система" - станция Химки. Пока что такие машины в МО эксплуатируют только частники.
Новая Газель "Сити" на маршруте ЖК "Солнечная Система" - станция Химки. Пока что такие машины в МО эксплуатируют только частники.

5. Отмена оплаты проезда за наличный расчёт

Москва и Московская область существовать друг без друга не могут никак, но общественный транспорт живëт в соседних субъектах совершенно по-разному.

Что сказать про Москву.. Да всё просто. Есть транспортное средство, есть водитель, он отвечает за безопасность движения и изолирован от салона. Билеты в транспорте не продаются, оплата только картами - Тройкой, социальной или банковской. Зайцев ловят контролёры.

Но в МО всё иначе. Здесь водитель и кондуктор, и контролёр. Так ещё от проверяющих органов может штраф схватить за безбилетника. И ясное дело, что от такой системы нужно отказываться или как-то совершенствовать. Ходили разговоры о возможном отказе от оплаты наличными на подмосковном транспорте, поскольку подавляющее большинство транзакций - это безнал.

С 18 июня вступил в силу закон о запрете оплаты наличными. Я не хочу детально говорить каково положение дел на самом деле, но некое продвижение произошло. По крайней мере у Мострансавто то уж точно.

Источник: МТДИ Московской области.
Источник: МТДИ Московской области.

Двигаться вперёд есть куда, так как водители по-прежнему несут ответственность за безбилетников и зависят от плана по доходам.

Ну и ещё важное дополнение - проезд в областных автобусах теперь можно оплачивать картой "Тройка", но только в режиме "кошелёк".

Источник: МТДИ Московской области.
Источник: МТДИ Московской области.

6. Долгожданное обновление парка Мострансавто

Крупнейший перевозчик области крайний раз получал новые автобусы ещё в 2019 - это были пригородные машины ЛиАЗ-529265-03, вышедшие на линию только летом 2020. С тех пор (не считая поступления подержанной техники из Москвы) никакого обновления не производилось.

В конце лета стало известно о долгожданном пополнении. Предприятие заключило договор на поставку 110 автобусов ЛиАЗ-4292, которые, к слову, построены годом ранее и вообще предназначались для московских перевозчиков.

Автобусы распределили между филиалами городов Долгопрудный, Подольск, Одинцово и Люберцы.

Новые автобусы ЛиАЗ-4292 на маршруте №344 возле платформы Левобережная.
Новые автобусы ЛиАЗ-4292 на маршруте №344 возле платформы Левобережная.

Ну а в декабре опубликованы тендеры на закупку нового подвижного состава в 2023 году. Суммарно в Мострансавто за ближайшие полгода должно прийти больше 1000 единиц техники.

Непосредственно перед новым годом на линию вышли новые автобусы большого класса ЛиАЗ-5292, которые торжественно открыли движение по путепроводу над Савëловской ЖД в Лобне. Работают новобранцы в автопарках Долгопрудного и Дмитрова.

7. Экспрессные маршруты из области в Москву

Не так давно большинство маршрутов из области в столицу работало по нерегулируемым тарифам. Иначе говоря без всяких льгот, а цену на проезд формировали сами автобусные парки.

Затем от этих самых нерегулируемых тарифов постепенно отходили. По сути, весь пригород из области до Москвы стал социальным. А вот линии из дальнего Подмосковья продолжали быть коммерцией. Но с 1 января 2022 льготный проезд для жителей МО и скидки по безналичной оплате действуют на всех маршрутах Московской области, в том числе и на межгороде.

Источник: МТДИ Московской области.
Источник: МТДИ Московской области.

В конце года появились новости о вводе на некоторых маршрутах экспрессных рейсов до столицы с отдельным тарифом и без возможности оплаты социальными картами. Подмосковный Минтранс даже выпустил специальную графику с указанием ускоренных рейсов.

Источник: МТДИ Московской области.
Источник: МТДИ Московской области.

С одной стороны очень здорово, что получилось (пусть и частично) ускорить некоторые линии, особенно там где особой альтернативы нет, скажем Краснознаменск-Москва или Егорьевск-Москва.

Маршрут №467 Лотошино-Москва один из тех, где в конце 2022 года появились экспрессные рейсы.
Маршрут №467 Лотошино-Москва один из тех, где в конце 2022 года появились экспрессные рейсы.

С другой же стороны вновь нарушено то единство, которого добивались длительный период. Может кто забыл, раньше на одном маршруте одновременно ходили и социальные автобусы, и коммерческие (их называли "красные"). Пассажирам придётся опять тщательнее готовиться к поездке и разбираться, какой вариант рейса в какое время проследует.

Всем большое спасибо за внимание!

Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.

Предлагаю вниманию читателей новую рубрику на канале "Из воспоминаний". В каждой статье представлены 20 архивных фотоснимков с транспортом.

  • Первая статья - о работе столичного Мосгортранса в подмосковном Красногорске.
  • Вторая статья - воспоминания о московском троллейбусе на центральных дорогах города.

Читайте другие публикации на канале: