Впервые Тула упоминается в Никоновской летописи под 1146 годом, где говорится, что:
«...Святослав Олегович идее в Рязань, и быть во Мценске и в Туле, и в Дубке, на Дону, и в Ельце, и в Пронске, и придя в Рязань на Оку...».
Из этого можно сделать вывод, что к этому моменту город уже существовал, хотя установить даже приблизительную дату основания города практически невозможно. Первое достоверное упоминание о городе содержится в договорной грамоте от 1382 года между князьями Дмитрием Ивановичем Московским и Олегом Ивановичем Рязанским:
«...а что место великого князя Дмитрия Ивановича на рязанской стороне, Тула, как бы при царице Тайдуле II, и коли ее бакаци ведали, в то ся князю великому Олегу не вступати, и князю великому Дмитрию…».
В 14 веке северо-восточная часть Черниговского княжества, в которую входила и Тула, была захвачена рязанскими князьями. В период татаро-монгольского нашествия, Тульский край находился на пути продвижения татарского войска к Москве, поэтому он стал участником длительной борьбы Московского княжества с татарами. В 1380 году между Доном и Непрядвой произошла знаменитая Куликовская битва. Уже в это время московские князья старались присоединить Тулу к своим владениям, что видно из договора между Дмитрием Донским и рязанским князем Олегом. В 1430-1434 гг Тула являлась владением великого князя литовского Витовта по договору с рязанским князем Иваном Федоровичем.
Полное присоединение Тулы к московскому княжеству произошло при Василии II (1425-1462 гг), и с тех пор ее историческое развитие стало тесно связано с Московским княжеством.
Первые десятилетия XVI века стали переломным периодом в истории Тулы и всей южной окраины Московского княжества. С целью укрепления южного рубежа, по указанию князя Василия III, в 1509 году был построен деревянный острог с двойной стеной и боевыми башнями. Спустя пять лет было начато строительство каменной крепости и завершено в 1520 году.
Кремль стал центром города. К его стенам со всех сторон тянулись улицы и дороги. Вблизи кремля располагались площади и городские постройки. В самом кремле был возведен Успенский собор, построены дома воевод и протопопа. Здесь же находились «осадные дворы» и избы ремесленников. Именно в Кремле образовалась первая улица города - Большая Кремлевская. Она пересекала Кремль с востока на запад. В 1552 году Тульский кремль выдержал осаду крымского хана Давлета Гирея. Жители города мужественно отражали осаду до подхода войск Ивана Грозного. В течение XVI века набеги на город татар были практически постоянными, в одной из летописей так описывается набег 1596 го.д.
...а воеваху те места и разоряху и многих людей побиша и села и деревни многие пожогша, дворян и детей боярских с женами и детьми и многих православных крестьян в полон поимш а и сведоша; а полону многое множество, яко и старые люди не помнят такой войны от поганых...»
Для предотвращения постоянной угрозы нападения, было принято решение с середины ХVI века, создать оборонительный рубеж - Тульскую Засечную черту.
К концу 60-х гг XVI века строительство Засечной черты подходило к завершению, и Тула со своими укреплениями вошла и стала неразрывной частью общей оборонительной системы государства.
По мере захвата юга и создания там новых оборонительных рубежей, Тула постепенно теряла свое военное значение, но при этом возрастала ее роль как торгово-ремесленного центра. Территория, занимаемая городом с конца XVI века до 90-х гг ХVII в., оставалась практически неизменной. По прежнему, административные здания были сосредоточены в кремле, где находился воеводский двор, приказная изба, пушкарская изба, губная изба, тюрьма и застенок сыскных дел. В кремле находился и главный храм города - Успенский собор. В Писцовой книге за 1685 год сохранилось подробное описание тульского торга, который располагался сразу же за Пятницкими воротами кремля. Между Спасской башней и Пятницкими воротами проходила Никольская улица. Все пространство между ней и кремлевской стеной было плотно заставлено лавками и другими торговыми точками. На другой стороне Никольской улицы начиналась ограда Кружечного двора, на котором располагалась пивоварня, две кружечные избы и хлебный амбар.
Улицы Тулы, известные по Писцовой книге 1685 года, не были широкими - не более двух саженей, только в пределах торга улицы были немного шире: так Никольская 6.5 саженей. Замощены были только Никольская и Крапивинская улицы.
В начале 40-х гг ХVII века в Туле возводится каменный Успенский собор (1646 г.), Казанская церковь (1645 г.), Воскресенский собор на городище (1649 г.), трехглавая Покровская церковь (1650 г.).
Во второй половине 40-х гг строится Успенский женский монастырь. В 90-е гг ХVII века строится сохранившаяся до наших дней Благовещенская церковь (1692 г.).
Сведений относительно строительства каменных жилых или гражданских зданий в ХVII нет.
ХVIII век стал новой эпохой в развитии города. Со времени Петра I оружейное производство Тулы перешло в руки кузнецов оружейников, в том числе к искусному и энергичному оружейнику Никите Демидовичу Демидову, родоначальнику известных в ХVIII веке промышленников.
Чуть позднее в Туле по приказу Петра I строится первая оружейная мануфактура - казенный оружейный завод, ставший в последствии основанием всего оружейного дела в России.
В начале ХVIII века деревянные стены острога были разобраны и посад соединился с окружающими его слободами. В первой половине ХVIII века в Туле начинается активное строительство каменных сооружений - перестраиваются практически все храмы, начинают появляться первые каменные гражданские здания. Так на плане 1742 года были обозначены 14 каменных жилых домов и еще два - смешанной постройки – низ каменный, верх - деревянный.
«...на каменном фундаменте деревянное строение ...»
В 1763 году в городе было:
«...партикулярных кузнецких и других чинов каменных домов 3 ...», из которых «...много огромных...», кроме этого «...кожевенных заводов и при домах кладовых каменных палаток гораздо много...»
В описании 1775 года указано уже 71 каменное жилое и общественное здание. Деревянные дома все еще превосходили по количеству каменные, по тому же описанию их на тот момент было 1353.
В Туле было 25 улиц и 92 переулка. В первой половине ХVIII века строительство в Туле носило стихийный характер.
В 1775 году встал вопрос о разработке нового генерального плана города. Но вариант генплана, разработанный в Туле, был не принят «Комиссией для устройства городов», которая была создана по указу Екатерины II «О сделании всем городам, их строению, улицам специальных планов, по каждой губернии особо» В 1777 году Тула преобразовывается в наместничество, куда входят несколько уездных городов, с самостоятельным гражданским управлением, а в 1779 году становится уездным городом.
«Комиссия для устройства городов», и утвердила в 1779 году регулярный план Тулы. Разработанный этой комиссией план города Тулы был утвержден Екатериной II 26 августа 1779 года. Он сохранил основные проектные предложения первого варианта проекта перепланировки города: центральное положение кремля, ориентация главных улиц города на кремль - лучевая планировка. План удачно перенес структуру посадского поселения, сохранив при этом лучевую планировку к кремлю и убрав хаотичную деревянную застройку.
С 1790-х гг начинается интенсивная застройка центральной части города, на территории, которой вдоль красных линий улиц разрешалось возводить только каменные дома.
Тула застраивалась по типовым «образцовым проектам», полученным от Петербургской Комиссии строений, которая занималась помимо прочего и застройкой провинциальных и губернских городов. Типовые чертежи фасадов отдельных зданий на месте могли дополняться, по желанию владельца, различными, в основном, лепными деталями «...кто какие пожелает...».
Таким образом, окончательное решение, реализованное в натуре, сохранило все положительное, что было в первом и втором проектах, и в результате удачного компромисса избежало ряд не совсем удачных решений.
Так, некоторые улицы сохранили характерную для XVI - ХVIII вв криволинейную конфигурацию. В центральной части города - это Пятницкая улица, территория, захватывающая владение Покровской церкви и Благовещенская улица. В настоящее время в Туле сохранилось несколько гражданских каменных зданий середины ХVIII века дом Ливенцовых с воротами (Денисовский пер.), дом Лугининых (Менделеевская ул.), дома Сиднева и Зябрева (Благовещенская ул.) и др.
По данным В.А.Левшина, в конце ХVIII-начале XIX вв в Туле имелось 4417 деревянных домов и 153 каменных. Кроме того:
«...отменно украшают город два великолепных каменных в три жилья квартала, помещающие в себе все присутственные места...»,
построенные в начале 80-х гг ХVIII века (здания на пересечении пр. Ленина и Пушкинской улицы). Лавок каменных в городе имелось - 300, деревянных - 446, кузниц каменных - 31, деревянных - 398, питейных домов каменных - 3, деревянных - 57, заводов каменных - 23, деревянных - 169. Город был разделен на три части, состоял из 257 кварталов, прорезанных 106 улицами. Церквей каменных в Туле насчитывалось 25 и 1 деревянная, часовен каменных - 4 и 2 деревянных.
Из церковных построек, безусловно, выделялся Успенский собор, построенный в кремле в 70-е гг ХVIII века и Всехсвятская церковь. Через Упу было перекинуто 4 каменных и 5 деревянных мостов и действовал один паром. В городе проживали 12760 муж. и 12382 жен. В это время в Туле действовали 8 самоварных фабрик и много других кустарных предприятий и мастерских. В начале XIX века, в разгар войны 1812 года, значение Тулы, как производственного и оружейного центра выросло еще больше. Город был основным поставщиком оружия на поля сражений русской армии. Градостроительную историю Тулы XIX в. можно разделить условно на два периода: до пожара 1834 года и после него. Несмотря на то, что застройка города велась строго по плану, утвержден- ному в конце XVIII века, новое строительство ни коим образом не затрагивало определенную им планировку. Екатерининский «прожект» перестройки города так и не был приведен в исполнение. Сложная реализация этого проекта обуславливалась необходимостью коренного изменения всей нерегулярной структуры города.
Полная перестройка города стала возможна только после произошедших в городе в 1834 году двух сильнейших пожаров, которые и уничтожили большую часть города. Пожар начался 29 июня 1834 года возле церкви Петра и Павла, это было крупнейшее в XIX века бедствие для Тулы. Сгорели Гостиный двор, лавки вокруг кремля, застройка Пятницкой улицы, затем пожар перекинулся на другой берег Упы, где и были уничтожены все деревянные постройки Оружейного завода, сильно пострадало и Заречье. 5 сентября того же года произошел еще один пожар, при котором выгорела вся Завальская улица (ныне ул.Советская от пр. Ленина до Чулковского моста).
Всего при пожарах погибло более половины всех зданий города. После пожаров, Тула окончательно утратила древние черты и приобрела облик типичного русского провинциального города того времени.
На месте сгоревших строений были возведены новые, в основу которых были положены утвержденные в Петербурге «образцовые проекты». Даже те дома, которые благополучно пережили пожар, получили новую отделку фасадов. Изменила свой облик и территория кремля. По генеральному плану города конца ХVIII века были выделены места, где разрешалось только каменное строительство. Первоначально это были центр города в кольце Посольской - Завальской улицы до площади присутственных мест и Миллионной улицы. И уже к 1799 году в центральной части города около половины всех жилых домов были каменными. Губернатор писал в своей докладной записке, что:
«...на этих местах большей частию возведены уже каменные строения и владельцы деревянных имеют достаточные капиталы для постройки вновь каменных...»,
но вскоре контроль за частным строительством ослабел, на внешний вид зданий власти обращали теперь мало внимания, однако следили за устройством брандмауэров, соблюдением пожарных разрывов, одним словом за пожарной безопасностью.
В конце XIX - начале ХХ века о «... каменных кварталах ...» уже не вспоминали, во всяком случае до нашего времени сохранились практически кварталы деревянной застройки. На протяжении всего XIX века происходило постоянное благоустройство города. В это время Тула кардинально изменила свой архитектурный облик - центр города стал иметь «столичный вид», однако окраины оставались с деревянными избами и немощеными улицами.