В 5-6 вв часть Восточно-Европейской равнины, не связанная с финно-угорским населением (в том числе северное и восточное Предкарпатье) заселена 8 народами (индоевропейской и 1 группы алтайской семьи). В 1 месте археолог Седов обозначает Пражско-Корчакскую культуру: узкую в широтном отношении территорию от Верх. Эльбы до Днепра. Откуда предполагаемые изобретатели той самой традиции? Среди кого проживали?
В 5 веке тут стали изготавливать «высокие горшки с усечено-коническим туловом, суженным горлом и коротким венчиком». Вместо орнамента лишь косые насечки на венчике. Почему?
Корчак – более восточная и поздняя локалка названной культуры, распространившаяся на Волынь и Житомирщину «колония» Пражской. И ранее всего описанная выше особенность керамики обозначила себя ближе к наследницам более архаического комплекса: культуры Полей Погребальных Урн (ППУ). Восточной частью народа ППУ были восточные кельты, имевшие влияние как на Зарубинецкую, так позже на некоторые ее дочерние культуры. Об этом говорит не Седов, а непосредственный первооткрыватель Пражской культуры – археолог Иван Борковский…
Тогда какие кельтские группировки были самыми восточными и сохранили аутентичность даже тогда, когда на их территорию нахлынуло с одной стороны германоязычное население, а с другой – венеты (потомки венедов: культур Лужицкого комплекса)? Даже в Википедии есть раздел «Восточные кельты». Это уже был особый массив не только с латенского, но с более древнего (гальштатского) периода группы племен, названных позже «кельтами». Восточная группировка глубоко врезалась в античную Фракию. Современники (хронисты 3 века до н.э.) звали таких галлов «галатами».
Это на заре своей истории они уйдут в Анатолию. А вот в том самом 3 веке до н.э. (когда существовали люди Зарубинецкой культуры и некие «бастарны») они обитали именно во Фракии (не известно где точно в этой «квазистране»). Бастарны, галаты и люди Зарубинецкой культуры безусловно связаны между собой. И связь характерна именно для 3 столетия до н.э, когда их упоминают (последних – археологи). В Польше оставались чистые венеды («пшеворцы»).
Не все бастарны ушли на юг принимать участие в Римско-Македонском конфликте 2 в. до н.э. Лишь одни забияки. А остальные остались на месте и смешивались с аборигенами-гетами и 1-й волной готов. Скорее, последующий ассимилянт и стал титульной нацией Ойума через 400 лет.
В широком смысле область постоянного расселения гетов с того самого века и даже позже (болгарско-румынское пограничье в самых низовьях Дуная) когда-то тоже считалась Фракией. Поэтому нет противоречия в том, что родиной бастарнов хронисты считают Фракию. Бастарны изначально упоминаются на северной (румынской) половине приграничья. Двигались во время битв как южнее (к Дунаю), так и… севернее – к Богемии (отсюда у культуры название Пражская).
Где «копатели» локализуют юго-западную границу Зарубинецкой и «позднелужицких» культур?
Это северная сторона верховьев Днестра. Вот к югу от нее и получаем зону взаимодействия –Восточные Карпаты, еще восточнее – Приднестровье. И низовья Дуная южнее Карпат (от Бухареста до Вилково). До периода сложения Пражской культуры (5 в) племена, сохраняющие этот материальный комплекс, никогда не теряли связи с культурой «антов» и «сполов» былинного вождя Божа/Буса (Пеньковской и Ипотешти-Кындештской). Связи позднезарубинецких культур не смогли прервать ни готы (они создали тут лишь прогрессивную Черняховскую локалку), ни роксоланы (также ставшие частью Ойума), ни гунны (рассосавшиеся западнее и юго-восточнее).
Восточнее поздние сарматы и часть гуннов, ассимилируясь друг с другом, в 5 в еще пока не участвовали в генезисе славян (это произойдет веком позже – в сложную аварскую эпоху).
В названной области обитали влахи? Вовсе нет! Те были западнее. Тут носители позднезарубинецких культур. Их селища (гнезда, «кучи») в надпойменных террасах речных долин.
Геты – главные автохтоны местности, ставшей очагом взаимодействия всех культур позднего Зарубинецкого круга и части роксолан. Как раз кровь гетов и роксолан основная у славян, что будут зваться «тиверцами», «уличами» и «белыми хорватами». А после X века от них появятся: восточная часть молдаван, русины, гуцулы, бойки и лемки. Самый север зоны взаимодействия, приведшего к появлению славян: Черновицкая, Ивано-Франковская , Львовская области и Подолия. Возможно, никаких готов в истории этого места и не было. А были лишь те самые геты.
Наконец, восточнее (уже в «исторические» славянские времена) возник во взаимодействии с Киевской культурой «народ» культуры Корчак. Предполагается, это были предки исторических дулебов, а, скорее, еще полян и древлян. Часть их стала рабами аваров. Та, что осталась на месте (собственно, будущие волыняне)… На месте Киева селища, начиная еще с 5-го столетия. А в исторической Волыни, по словам Седова, больше аутентичности, о которой речь. Поляне и древляне от того же корня, что и возникшие раньше их дулебы (лишь часть дулебов волыняне).
Но часть ушла с аварами – так праславянско-славянский элемент распространился до верховий Эльбы на западе и до Пелопоннеса и Малой Азии на юге. А с 8 столетия потомки южно-западной ветви оказались на будущей Новгородчине (те самые «словене»). Что до поморских славян, то и они – колония того же древнего потока. Всех этих людей Запад именовал «ругами», «склавинами», «богемами» и «венедами» (в 2 последних случаях в память о тех, кто жил до них).
Последняя ветвь людей Корчак ассимилировала автохтонов местности от Беларуси до Пскова («невров» и людей культуры Длинных Курганов). Так сложились дреговичи, радимичи, все виды кривичей. Их не считали своими ни славяне, ни балты. Кстати, жили чересполосно с «голядью»…
Самые восточные славянские племенные союзы (северяне и вятичи) происходят уже в такой же мере и от ближайшей части «гуннов» (зовем их протобулгарами, суварами, сиверо) в 6 веке.
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!
Возможно будет интересно почитать: