Найти в Дзене
Что могут короли...

Анна Датская: маски королевы Шотландии и Англии.

Анна Датская — одна из королев Англии, биография которой находится в некоторой тени истории. Конечно, это несколько объяснимо. Отчасти, что из-за того, что жизнь предыдущей королевы Шотландии – Марии Стюарт – кажется намного ярче и драматичнее. Да и правление ее мужа, Якова (Джеймса) I (VI), как будто также несколько меркнет в сравнении с богатые событиями, исторически значимые царствования Елизаветы I и Карла I в Англии. Якова Стюарта, возможно, лучше всего помнят в наши дни за издание Библии, за Гая Фокса. Или, возможно, кто-то осведомлен о его отношениях с фаворитами. О начале семейной жизни Анны и Якова было написано в предыдущей публикации. Судьба именно этой паре отвела стать первыми монархами как Шотландии, так и Англии. I. Маски королевы Анны. Английская королева Елизавета I умерла 24 марта 1603 года, и шотландский король Яков VI Стюарт сменил ее на престоле под именем Якова I, покинув Шотландию в такой спешке, что едва успел привести свои дела в порядок, не говоря уже о том,

Анна Датская — одна из королев Англии, биография которой находится в некоторой тени истории. Конечно, это несколько объяснимо. Отчасти, что из-за того, что жизнь предыдущей королевы Шотландии – Марии Стюарт – кажется намного ярче и драматичнее.

Да и правление ее мужа, Якова (Джеймса) I (VI), как будто также несколько меркнет в сравнении с богатые событиями, исторически значимые царствования Елизаветы I и Карла I в Англии. Якова Стюарта, возможно, лучше всего помнят в наши дни за издание Библии, за Гая Фокса. Или, возможно, кто-то осведомлен о его отношениях с фаворитами.

О начале семейной жизни Анны и Якова было написано в предыдущей публикации. Судьба именно этой паре отвела стать первыми монархами как Шотландии, так и Англии.

I. Маски королевы Анны.

Английская королева Елизавета I умерла 24 марта 1603 года, и шотландский король Яков VI Стюарт сменил ее на престоле под именем Якова I, покинув Шотландию в такой спешке, что едва успел привести свои дела в порядок, не говоря уже о том, чтобы попрощаться с семьей. В его отсутствие его супруга Анна Датская, будучи как-раз беременной, узрела хорошую возможность наконец вызволить своего первенца из-под опеки Эрскинов, поскольку муж взял с собой графа Мара в Англию.

Окруженная дружественной знатью, которая поддержала ее начинание, Анна прибыла в замок Стерлинг и потребовала, чтобы Генрих был передан ей. Вдовствующая графиня Мар равнодушно отказалась отдавать ребенка на том основании, что мальчик должен был быть отдан только королю или по его приказу Якова.

Разъяренная и обезумевшая королева не знала, что предпринять. У несчастной Анны случился еще один выкидыш. А муж её не нашел ничего лучшего, кроме как отправить ненавистного королеве Мара обратно в Шотландию, чтобы именно он сопровождал Анну в переезде в Англию. Ведь она теперь стала английской королевой.

Но Анна, которая была опасно больна после выкидыша, сообщила мужу, что не покинет Шотландию без сына и никуда не поедет с Маром. На этот раз Яков видимо обеспокоившись ее здоровьем и искренне опасаясь за будущее его семьи, сдался. Королю пришлось послать герцога Леннокса, чтобы тот сопровождал королеву и наследника в их путешествии на юг.

Яков написал Анне нежное письмо, в котором говорилось: «Молись Богу, сердце мое, чтобы он сохранил тебя и всех детей и послал мне веселую встречу с тобой и с ними». Наконец мать и сын Генрих воссоединились 23 мая, отправившись из Стерлинга в Эдинбург, чтобы начать более долгое путешествие в Лондон.

Анна и Яков (I) c наследников. Коронация в Англии.
Анна и Яков (I) c наследников. Коронация в Англии.

Хотя Анну и уговорили поехать с Ленноксом, она все еще требовала возмещения ущерба от Мара. Тем не менее Эрскины действовали в соответствии с просьбой Якова, и как бы руководствовались приказами короля. В итоге, когда королева наконец прибыла в Виндзор, Яков организовал примирение Анны и Мара.

***

Но если Анна и выиграла битву за опеку, то история эта навсегда легла тенью на ее брак с Яковом. Оказавшись в Англии, они в основном жили раздельными жизнями. Анна заработала репутацию великого покровителя искусств, а Джеймс как можно чаще убегал на охоту в деревню, в целом находясь в обществе своих фаворитов-мужчин.

В Лондоне королева стала еще больше интересоваться искусством и культурой и начала дружить с покровителями искусств, такими как Люси Рассел и графиня Бедфорд. Анна также собирала произведения искусства, а также книги и сама покровительствовала таким художникам, как Иниго Джонс, который работал над проектированием для нее Гринвичского дворца.

Прибытие королевы Анны в Лондон ознаменовалось организацией пышной встречи королевы, с использованием аллегорических постановок-масок с применением различных эффектов в дополнение к устроенным ею празднествам. Во время путешествия на юг королеву в Олторпе встречали постановка «Маска фей» Бена Джонсона, в которой Анна была изображена как Ориана.

Декорации и рисунки Иниго Джонса. Маски.
Декорации и рисунки Иниго Джонса. Маски.

В XVII веке кодексы поведения требовали от женщин молчания, целомудрия и послушания. По этой причине английское законодательство запрещало женщинам выступать на публичных сценах, где их голоса были бы услышаны большой аудиторией. Вся профессиональная, публичная драма была написана и исполнена мужчинами.

Маски вообще при дворе Якова и Анны пользовались популярностью. Королева была неравнодушна к вопросам придворной моды и поощряла постановку маскарадов, поднимая английские маскарады на качественно более высокий уровень, во многих из них выступая сама со своими придворными дамами, что неоднозначно воспринималось в обществе.

В Лондоне приближенные королевы неоднократно устраивали разнообразные развлечения подобного рода, что вызвало озабоченность некоторых придворных по поводу экстравагантных вкусах королевы. Некоторых коробило ношение ею «прозрачной одежды», в которой она была «слишком похожа на куртизанку».

Однако при дворе в безмолвных танцевальных представлениях, называемых “масками”, женщины имели возможность произвести впечатление. В свое время как эти представления традиционно предназначались для демонстрации богатства двора и представления молодых мужчин и женщин, достигших брачного возраста, свету, Анна использовала свое влияние для создания серии популярных и противоречивых “королевских масок”, в которых участвовали только женщины.

Генрих Стюарт и Анна Датская. Гринвичский дворец.
Генрих Стюарт и Анна Датская. Гринвичский дворец.

Самостоятельно выбирая сценаристов, костюмеров, музыкантов и хореографов, которые будут разрабатывать шоу, Анна получила своеобразный контроль над мужчинами. Королева продвигала Сэмюэля Дэниела, Бена Джонсона и упомянутого Иниго Джонса как ведущих творческих умов того периода. В то же время Анна смогла выделить пространство для передачи своих собственных сообщений. Во многом ее акцент был сделан на важности женских сообществ и проблематичном характере молчаливых социальных ролей женщин.

В своей самой первой английской маске “Видение двенадцати богинь” Анна заказала представление, представляющее ее и ее дам в роли классических греческих богинь, спускающихся на землю. В шоу, посвященном исключительно женщинам, Анна взяла на себя роль Афины Паллады. Опираясь на военную и политическую значимость предыдущей королевы Англии, Анна даже нарядилась в одежду Елизаветы I — мантии, которые были бы узнаваемы присутствующими придворными.

В своей первой английской маске Анна соединила себя с мифологическими и человеческими женщинами, которые бросили вызов женским стереотипам. Она привлекла к себе внимание как к самостоятельной женщине, контролирующей художественные устремления нации. На протяжении всего своего правления королева Анна продолжала заказывать и выступать исключительно в женских маскарадах, в которых рассматривались сложные гендерные проблемы того времени.

“Маска королевы” использовала литературные и исторические представления о могущественных женщинах-лидерах, чтобы подорвать современные представления о присущей женщинам слабости; и Анна представила нового персонажа, Бел-Анну, которая представляла все сильные стороны и красоту своих дам вместе взятых. Ко времени своей последней маски “Изгнание Купидона” Анна удалилась в зал, чтобы посмотреть представление, которое школьницы танцевали в ее честь.

Работы Иниго Джонса для постановок масок.
Работы Иниго Джонса для постановок масок.

Современники отмечали, что, поступая таким образом, Анна создала своеобразное “женское общество” в искусстве, которое контрастировало с двором Якова, окруженного фаворитами…

***

Расходы Анны по-прежнему не поддавались контролю. В 1605 году, к всеобщему ужасу, она потратила 50 000 фунтов стерлингов на развлечения, из-за чего постоянно оставалась в долгах. Ее путешествие в Бат и Бристоль в 1613 году с соответствующими увеселениями обошлось в 30 000 фунтов стерлингов. Яков не перечил Анне в ее расточительности и тогда, когда королева приступила к строительству королевского дома в Гринвиче, и тогда, когда Анна взялась за перестройку Сомерсет-хауса, который был переименован в Датский дом.

Тем не менее ее датская королевская кровь принесла короне Стюартов престиж как среди иностранных послов, так и среди придворных дам. Королеву многие упрекали в отсутствие политического ума. Она действительно не особенно в бытность правления вмешивалась в политику, проводимую мужем. И даже напротив, старалась дистанцироваться от нее. Но, ее роль не стоит недооценивать.

«Она полна доброты к тем, кто ее поддерживает, но, с другой стороны, она ужасна, горда, невыносима по отношению к тем, кто ей не нравится» - высказывание одного из современников об Анне.

В тоже время нельзя не отметить, что королева сделала многое, чтобы смягчить соперничество между шотландскими и английскими дамами. В целом такой непростой период слияния двух королевств прошел довольно мирно не в последнюю очередь из-за ее как бы объединяющего значения королевы-датчанки.

II. Занавес.

После рождения и смерти дочери в июне 1606 года, жизнь Анны также была опасности. С того момента королева решила больше не рисковать иметь детей, что еще больше отдалило королеву от мужа. Вместо этого она провела большую часть своего времени с принцем Генрихом, который в июле 1603 года будет посвящен в рыцари Подвязки и станет принцем Уэльским в июне 1610 года.

Популярность Генриха, который был еще подростком, выросла настолько, что это могло подорвать положение Джеймса. Юношу многие хвалили как многообещающего будущего короля. Но, Генриху не суждено было стать монархом. Он умер от брюшного тифа 6 ноября 1612 года в возрасте 18 лет. Англия погрузилась в траур, возможно, тем более, что его права унаследовал его младший брат, принц Чарльз, малоизвестный мальчик, болезненный в детстве.

Вверху - Генрих Стюарт. Внизу - Елизавета и Чарльз.
Вверху - Генрих Стюарт. Внизу - Елизавета и Чарльз.

Анна тяжело переживала смерть своего старшего и столь многообещающего сына, за право воспитывать которого она так отчаянно боролась в прошлом. В истории сохранилась небольшая, но показательная деталь. В свое время при английском дворе венецианскому послу посоветовали не выражать соболезнования королеве Анне во время аудиенции, «потому что она не может вынести упоминания об этом; и она никогда не вспоминает об этом без обильных слез и вздохов».

Действительно, Анне так и не удалось полностью оправиться. В следующем году ее единственная дочь, принцесса Елизавета, вышла замуж и покинула Англию. Еще через год она устроила в Лондоне свой последний маскарад.

С тех пор она проводила большую часть своего времени в дали от света, проводя все меньше и меньше времени с мужем, который становился все более зависимым от своих фаворитов-мужчин и алкоголя.

Оказавшись в Англии Анна в какой-то момент стала тяготеть к римскому католицизму. И хотя король решительно выступал против, вполне вероятно, что она закончила свою жизнь в католической вере.

После смерти принца Генриха, начиная с 1614 года ее здоровье резко ухудшилось. Королева начала жаловаться на боли в ногах, а ее приближенные отметили, что она «хромает». Многие подозревали, что она у Анны была водянка, симптомы отека, также известные как сердечная недостаточность. Анна определенно страдала подагрой.

К 1617 году состояние Анны настолько ухудшилось, что она очень редко смогла даже выходить для публики. Одно из ее последних выступлений было запоминающимся. Заставив одного из послов подождать пару дней, пока она не почувствует себя достаточно хорошо, Анна встретила его в розово-золотом платье с глубоким вырезом и в парике, украшенном множеством драгоценных камней, расходящихся лучами.

Яков I и Анна.
Яков I и Анна.

В свои последние годы Анна Датская переехала в Хэмптон-Корт. Ее врач, сэр Теодор де Майерн, как и многие практикующие врачи того времени, имел некоторые странные представления о «выздоровлении» и ненадолго заставил королевскую особу пилить дрова, чтобы увеличить ее кровоток. Королеве стало только хуже.

Все знали, что королева Шотландии и Англии угасает. Яков навестил жену всего три раза в этот период. Вместо этого он предпочитал проводить время со своими любимцами. Помимо верных фрейлин и служанок в это время с Анной был ее сын Чарльз — будущий король Карл I. Он отказывался покидать крыло дворца, где прибывала матерь, и спал в соседней спальне в Хэмптон-Корте, чтобы она могла позвать его, когда нуждалась в сыне. Чарльз держал ее за руки, когда Анна потеряла зрение.

2 марта 1619 года королева Анна Датская скончалась от водянки в возрасте сорока четырех лет. Король даже не присутствовал на ее похоронах. Личный врач Анны утверждал, что это произошло потому, что новость о смерти Анны так поразила его, что король был охвачен горем и демонстрировал симптомы «обморока, вздохов, ужаса [и] невероятной печали».

Интересно, что Яков, лично не спешивший навестить умирающую супругу, написал следующий строки:

Вот и моя Королева покинула свой двор,

И покинула землю, чтобы воссесть высоко.

Преобразилась она, не ушла. Благородству ведь не уйти.

Но, как солнцу, можно сокрыться, лишь бы взойти.

Да, король был неравнодушен к поэзии. Как и в те далекие дни, когда он, еще не будучи знаком лично с Анной, писал строки о ней, узнав, что её корабль попал в шторм...

Так закончился этот своеобразный брак. Яков I (VI) прожил еще шесть лет, после чего его сменил на престоле его сын Карл I. Интересно, что королева Анна и король Яков являются предками нынешней британской королевской семьи, так как Ганноверская и Виндзорская династия восходят к Стюартам через их дочь Елизавету.

***

-8

После смерти королевы Елизаветы I датская королева Анна стала первой королевой-консортом Англии более чем за 40 лет. Будучи женой правящего короля Якова I, королевское положение Анны сильно отличалось от положения Елизаветы. Анна, в конце концов, не обладала руководящими полномочиями, и ее положение “жены” короля было менее весомо в сравнении с предшественницей.

Жизнь королевы в браке с Яковым I, семейные драмы, пережитые Анной, вряд ли можно назвать завидными. Тем не менее Анна была полна решимости сыграть свою роль королевы, сумев оказать социальное и художественное влияние во время своего пребывания на троне.

Придворные спектакли, которые она заказывала, оказывали влияние на формирование английской культуры того периода и открыли женщинам возможность участвовать в драматических представлениях. Маска искусства по-видимому придавала силы королеве Анне...