В истории Второй мировой известно немало случаев, когда авианосная группа наносила удар по вражескому порту, и, как правило, добиваясь успеха, уходила почти без потерь, или с незначительными потерями. Считается, что преимущество всегда на стороне нападавших, но бывали и исключения.
Итак, завершаем вспоминать действия британского соединения "Force P" по нанесению ударов по Киркенесу и Лиинахамари. С двух авианосцев ("Викториес" и Фьюриес") было поднято всего 38 ударных самолетов, которые и сделали попытку атаковать цели. Подробнее об предыдущих этапах можно прочитать ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ1, и ЗДЕСЬ2, и ЗДЕСЬ3.
В результате двух ударов, которые пришлись практически на пустые порты, самолеты союзников не смогли обнаружить и уничтожить корабли противника, как вы помните, ими в первую очередь считались немецкие эсминцы 6-й флотилии, активно действующие на Советском Севере. В тоже время в ходе противодействия немецкой авиации и средств ПВО были потеряны 16 самолетов (торпедоносцы и истребители), практически все с экипажами. Но британцы не покинули район атаки после того как нанесли удар по Лиинахамари/Петсамо.
Как уже было сказано ранее "Фьюриес" передав свои боеготовые самолеты "партнеру" ушел на базу, а вот «Викториес» остался. Британский авианосец и его охранение были обнаружены 31 июля 1941 года германской авиаразведкой севернее Нордкапа в точке 74°00'N, 28°00'Е, на курсе 330°. Державший контакт гидросамолет Do 18 был сразу после передачи им в 13:01 сообщения сбит двумя принадлежавшими «Фьюриес» истребителями «Си Харрикейн» из звена 880А. Победа принадлежала лейтенант-коммандеру Джадду и стала первой подтвержденной для этого типа истребителей, а также еще одним "реальным" успехом всей операции. Возможно британский авианосец был оставлен как элемент операции прикрытия - как мы помним, на пути в советские порты был быстроходный минзаг "Адвентура".
И вот, в тот же день, 31 июля, советский эсминец «Сокрушительный» с командиром 1-го дивизиона капитаном 1 ранга В.А.Фокиным на борту, вышел в море к отметке Большой Городецкий, чтобы встретить британский «Адвентура». После встречи кораблей «британца» отконвоировали в Архангельск, куда оба корабля прибыли 1 августа.
«Викториес» снова был замечен немцами уже 1 августа вечером южнее острова Медвежий, на курсе S, позже SE. У германского командования не было информации о том, какая цель у британского соединения и как долго оно планирует находиться в этом районе. Генерал-адмирал Г.Бём поставил перед Люфтваффе задачу об атаке предполагаемых позиций британских танкеров в море, а также решил усилить авиаразведку зоны ответственности для защиты побережья от внезапных нападений противника. Еще двое суток немцы находились в неведение, ожидая, с улучшением погоды, повторения налетов на порты и коммуникации, или противодействия британцев в районе острова Медвежий.
Ясность появилась 4 августа, когда в 1:10 с «Викториес» в точке 71°37' N, 01°20'Е стартовали три истребителя-бомбардировщика «Фулмар», нацеленные на Тромсё. Целью налета была база гидроавиации. Однако британские самолеты оказались слишком далеко на юге, так что им пришлось довольствоваться в 1:45 атакой в Маланген-фьорде сторожевика «Элстер» бомбами и бортовым оружием. Это стоило им одной машины - истребитель упал на острова Квалё, сильно дымя и несколько раз взорвавшись. Пилот при этом погиб, а наблюдатель и стрелок выпрыгнули с парашютами
Для справки: в германских данных упоминаются только двое пленных, в «Fleet air arms aircraft 1939 to 1945» отмечено, что в плен попали пилот и наблюдатель, стрелка не было.
Одного из англичан выловил из моря сторожевик, а второго нашел на острове норвежский лесник. «Элстер» доложил о двух сбитых, так как видел два парашюта и два места их приземления. Сам германский корабль отделался одним раненым и пулевыми пробоинами. Очередная атака и она как то снова "не задалась".
И наконец после этой "демонстрации", в 6 часа 4 августа британская авианосная группа отправилась на базу. При этом эсминец «Интрепид» сбил погодный зонд, а один человек погиб в аварии. Авианосец «Викториес» достиг Сейдис-фьорда (Исландия) 5 августа, а в Скапа-Флоу вернулся утром 8 августа.
В тот же день, 4 августа британский минзаг «Адвентура» покинул Архангельск, направляясь в Англию. До Канина Носа его сопровождал эсминец «Сокрушительный», в то время как «Грозный» "профилактически охотился" на подводные лодки в Белом море, до широты 66°30 N.
Так каковы же были итоги рейда, и стоило ли его вообще проводить? Со стороны англичан данный рейд расценивался и расценивается как несомненный провал, к которому привело, во-первых, полное отсутствие разведывательной информации, а во-вторых - явная уязвимость устаревших бипланов с авианосцев во время дневной атаки на прикрытую истребительной авиации базу. Именно поэтому пришлось заплатить 16 (по другим данным -17) сбитыми самолетами и потерей 42 человек, почти половина которых погибла, за один крошечный пароходик и несколько десятков метров разрушенных причалов.
Помните мы уже говорили, что по данным И.Борисенко ("Бесславное 30 июля"), 827 эскадрилья FAA из 12 имеющихся торпедоносцев Фейри "Альбакор" при атаках в Бек-фьорде потеряла шесть самолетов. Дополнительно к этому при атаке судов в Киркенеса были сбиты пять торпедоносцев Фейри "Альбакор" из 828 эскадрильи FAA: торпедоносец - заводской номер N4325, бортовой код "5B", торпедоносец - заводской номер N4359, бортовой код "5M"; торпедоносец - заводской номер неизвестен, бортовой код "5C"; торпедоносец - заводской номер неизвестен, бортовой код "5K"; торпедоносец - заводской номер неизвестен, бортовой код "5L". При атаке Петсамо (Лиинахамари) был потерян торпедоносец Фейри "Альбакор" из 817-й эскадрильи FAA (заводской номер N4250, бортовой код неизвестен), он был сбит Bf.109.
Имелись и потери среди истребителей: два истребителя Фейри "Фулмар" Mk.II из 809-й эскадрильи (заводские номера неизвестны) сбиты при атаке Киркенеса; два истребителя Фейри "Фулмар" Mk.II из 800-й эскадрильи (заводские номера X8624, N4029) сбиты при атаке Петсамо.
Однако, в налете была и еще одна сторона – политическая. Здесь о провале говорить не приходится. Англичане по первому требованию советской стороны показали свою решимость сражаться вместе с Советским Союзом, что в реалиях лета 1941 года было весьма немаловажно. Пускай первый "блин вышел комом", в СССР были рады увидеть, что союзник не сидит сложа руки. Все это хоть немного, да оправдывает, по крайней мере, материальные потери FAA и то, что немецкие эсминцы так и остались неповрежденными.
Однако война была в самом разгаре!
P.S.Если хотите еще больше материалов по военно-морской тематике - приглашаем Вас на новый ресурс проекта Navygaming, на канале "История флота - история кораблей/Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s , имейте ввиду - доступ не для всех, по подписке, как говорится, "для состоятельных парней", )) Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь (номер карты или Яндекс- кошелёк - предоставляются по требованию, ха-ха-ха) !