Найти тему
МИР (Море История Россия)

"Испанцы" на Черном море. "Белосток"

Вопрос по испанским лайнерам, попавшим в СССР, с одной стороны, крайне запутан, с другой стороны предельно понятен (смотря, с какой стороны подходить). Большинство судов после начала Гражданской войны было мобилизовано республиканским правительством у частных компаний и судовладельцев, для осуществления военных перевозок.

После поражения республиканцев, в связи с возникшей задолженностью перед СССР девять кораблей были реквизированы советской стороной. После окончания Гражданской войны судовладельцы (например, испанская компания «Cia Trasmediterranea») много раз пытались организовать возвращение своих судов. В частности, испанский суд по иску «Cia Trasmediterranea» выдал ордер и решение суда, в соответствии с которым, лайнеры «Ciudad de Tarragona», «Ciudad de Ibiza» и «Isla de Gran Canaria», подлежали аресту и возвращению судовладельцу. Их общая стоимость, по оценкам пострадавшей стороны, составляла более 8 миллионов долларов.

Однако, СССР, провел свой суд, и на основании задолженности прежнего судовладельца (испанского правительства), конфисковал суда. На обращение представителя судовладельца, который размахивал решением испанского суда, советская сторона вежливо порекомендовала или погасить задолженность испанского правительства перед СССР или требовать компенсации у правительства Испании, которое реквизировало эти корабли у судовладельцев.

Нет, СССР не отказывался вернуть реквизированные суда, при условии оплаты задолженности. Судовладелец, естественно платить не хотел, правительство Ф.Франко не хотело платить судовладельцу долги прежнего правительства, и, в результате все эти переговоры зашли в тупик. В этой истории замешано еще полулегендарное «испанское золото», но о нем история отдельная. Большинство пароходов были включены в состав Черноморского государственного морского пароходства, еще часть вошла в Северный флот. Посмотрим судьбу одного "испанца", судьба которого тесно связана с Севастополем.

В истории обороны Севастополя достаточно важную роль сыграл транспорт «Белосток». И, вот, как это ни странно, «Белосток» тоже оказался «испанцем», причем однотипным «Львову». Близнецы «Таррагона» и «Ибица» строились одновременно по заказу мадридской компании «Cia Trasmediterranea» на одной верфи – «Union Naval de Levante SA» в Валенсии. Закладка лайнера состоялась 12 марта 1931 года, заказчику судно было передано в марте 1933-го за 5 миллионов песет. Названием «Город Ибица» судно торжественно нарек мэр этого испанского города Хуан Феррер 25 апреля 1933 года. Спуск лайнера «Ciudad de Ibiza» на воду. 9 июля 1932 года

-2

Суда имели водоизмещение 2084 т, длину корпуса — 75,9 м, ширину — 11,14м, осадку — 4,7 м. Два шестицилиндровых дизеля Круппа мощностью 1500 л. с. позволяли развивать скорость в 12,5 узлов, а запас топлива 110 т соляра обеспечивал дальность плавания 4650 миль.

Лайнер совершал рейсы на Канарские и Балеарские острова курсировал по средиземноморским линиям Пальма-Ибица-Аликанте и Пальма-Таррагона. под командованием капитана Эмилио Кастильо.

Начало Гражданской войны «Ciudad de Ibiza» встретил в Барселоне, где он был мобилизован правительством Испании. 28 мая 1937 года в результате бомбежки франкистами порта Валенсии судно получило незначительные повреждения. После ремонта лайнер совершил несколько рейсов в советские порты Черного моря за военными грузами. В 1938 году «Ciudad de Ibiza» прибыл в Одессу из Картахена, встал на ремонт и уже не вернулся обратно. Вскоре корабль вместе с остальными испанскими судами включили в состав Черноморского пароходства под названием «Транспорт №4».

В июле 1938 года ушел СССР и был включен в состав Черноморского пароходства на крымско-кавказской линии.

С началом войны он был мобилизован "Белостоком" сначала командовал капитан И.М. Письменный, а с 1942 г. — старший лейтенант Т. П. Рымкус. После этого перепрофилирован в санитарный транспорт. Главным врачом был назначен И.Ятманов, а, после того, как он был назначен начмедом во 2-й артдивизион БО ГБ, его сменил военврач 3 ранга Посохни.

До Севастополя транспорт успел совершить 6 рейсов в Одессу. В первый раз он прибыл в Севастополь 3 декабря 1941 года, доставив грузы 388-й сд. 5 декабря В 16 ч. 20 мин. транспорт «Белосток» и плавбаза «Львов» в охранении крейсера «Красный Крым» вышли из Севастополя в Туапсе. На борту их было 486 т различных грузов, 890 раненых воинов и 140 эвакуированных граждан

Следующий рейс в Севастополь последовал почти сразу же. 11 декабря. Следующий рейс 20-го декабря «Абхазия» и «Белосток» вышли в Севастополь. 22 декабря Транспорты «Белосток» с грузом продовольствия и «Абхазия» с маршевым пополнением (1500 человек) в охранении тральщиков «Защитник» и № 16, двух сторожевых катеров прибыли в Севастополь. В 24.00 они, имея на борту 1685 раненых, в охранении эсминца «Бод­рый» и тральщика № 16 покинули главную базу и взяли курс на Батуми. Следующий рейс 1-го января.

Между 3 ч 50 мин и 4 ч 40 мин в Севастополь прибыли крейсер «Молотов», лидер «Ташкент», транспорты «Абхазия» и «Белосток». Крейсер доставил из Новороссийска московскую группу оперативных инженерных за-граждений под руководством начальника штаба инже­нерных войск Красной Армии генерал-майора И. П. Га-лицкого. В составе группы было 50 курсантов выпускного курса Московского военно-инженерного училища и 10 слушателей курсов усовершенствования командного состава инженерных войск, большинство из которых уча­ствовало в битве под Москвой. Штаб группы возглавил начальник кафедры военно-ииженерного дела Воен­ной академии им. М. В. Фрунзе полковник Е. В. Леоше-ня. В штаб группы входили майор Л. А. Давид, воентех-ник 2 ранга И. К. Калабин, лейтенант В. И. Кириллов и воентехник П. С. Деминов.

Вместе с группой было доставлено: 20 тыс. противотанковых и 25 тыс. противопехотных мин, 200 т взрывча-того вещества, 500 пакетов малозаметных препятствий (МЗП) и почти два вагона ломов, кирко-мотыг, кувалд, саперных лопат, топоров, необходимых для выполнения работ в скальных грунтах.

Лидер «Ташкент» доставил боезапас, а транспорты «Абхазия» и «Белосток» — часть подразделений 386-й стрелковой дивизии и маршевые роты. 4-го января В 16 ч. 20 мин. транспорт «Белосток» и плавбаза «Львов» в охранении крейсера «Красный Крым» вышли из Севастополя в Туапсе. На борту их было 486 т различных грузов, 890 раненых воинов и 140 эвакуированных граждан.

Следующий рейс 8-го января. Транспорт «Чехов» с грузом продовольствия прибыл из Поти в Севастополь, а из Туапсе с грузом боезапаса и продовольствия — транспорт «Белосток».

Следующий рейс 28-го января. Транспорт «Белосток», имея на борту 528 человек маршевого пополнения и боезапас, а также транспорт «Красная Кубань» с первым дивизионом 952-го артиллерийского полка, боезапасом, продовольствием и фуражом прибыли из Поти в Севастополь.

Для чего я так подробно все расписываю? Принято писать, что транспорт совершил 10 рейсов в осажденный Севастополь. У меня получается больше. Минимум три рейса в месяц. Смотрим февраль?

3 февраля Из Поти прибыл транспорт «Белосток» с маршевым по­полнением, боезапасом и продовольствием.

12 февраля «Белосток», «Пестель», «Красная Кубань» и «Абхазия» в охранении эсминца «Желез­няков» и БТЩ № 412 прибыли из Новорос­сийска и Туапсе в Севастополь. Они доставили: войск -4987 человек, боезапаса — 764 т, противотанковых ружей — 44, продовольствия - 696 т, фуража - 1004 т, разного груза -153 т.

17 февраля :Из Новороссийска в Севастополь прибыли транспорт «Белосток», доставивший 871 бойца маршевого, пополне-ния, и тральщик «Судком», имея на борту 141 бойца маршевого пополнения, боезапас для авиации и авиамото­ры. Вечером «Белосток», имея на борту 78 раненых, 57 гражданских лиц и 144 курсанта Училища береговой обороны им.Л КСМУ, вышел из главной базы и взял курс на Туапсе.

24 февраля Транспорт «Белосток», имея на борту 476 бойцов маршевого пополнения, боезапас и продовольствие, прибыл из Новороссийска в Севастополь. После разгрузки и принятия на борт 68 раненых, разных грузов транспорт поки­нул главную базу и взял курс на Батуми.

Ну, уже больше десяти получается, а мы добрались только до февраля. Та же картина в марте 1942 года

6 марта Крейсер «Коминтерн» и транспорт «Белосток» в охра­нении базового тральщика «Искатель» прибыли из Новороссийска в Севастополь и доставили 233 человека мар-шевого пополнения, шесть 76-мм орудий, 18 автомашин, 140 ящиков с минометами, 100 т авиабомб, 300 ящиков с бомбами PC, 117 т боезапаса для флота и 240 т продовольствия.

11 марта в 02.35 транспорт «Белосток» (капитан М.П.Рымкус) в охранении базовых тральщиков «Взрыв» (командир стар­ший лейтенант Н.Ф.Ярмак), «Трал» (командир старший лейтенант Б.П.Фаворский) и трех сторожевых катеров прибыл из Новороссийска в Севастополь. На транспорте и двух тральщиках доставлено 230 человек маршевого пополнения, 133 бойца разных воинских команд, 227 т артиллерийского боезапаса, 50 т авиационного боезапаса и 70 т грузов Черноморского флота. В 22.15 транспорт «Бе­лосток» в охранении базовых тральщиков «Трал» и «Взрыв», трех сторожевых катеров вышел из Севастополя в Новороссийск.

В последний свой рейс транспорт вышел в июне 1942 года.

18 июня 01.00 транспорт «Белосток» в охранении базового тральщика «Якорь» и пяти сторожевых катеров прибыл из Новороссийска в Севастополь, доставив зенитный боезапас. Объективно говоря, рейс был уже крайне рискованным, в связи с тем, что противник вышел на правый берег Северной бухты.

«Белосток» ошвартовался у причала холодильника (в оконечности Южной бухты), и к утру закончил выгрузку. Вскоре противник начал обстреливать транспорт из тяжелой артиллерии. Налетели самолеты, и транспорт получил две пробоины ниже ватерлинии, которые удалось заделать. Вечером, приняв на борт 500 раненых и 200 эвакуированных, транспорт «Белосток» (капитан Т.П.Рымкус) в охранении базового тральщика «Якорь» (командир старший лейтенант И.В.Коровкин) и пяти сторожевых катеров в 21.30 вышел из Севастополя в Туапсе. В 20 милях южнее мыса Фиолент «Белосток» был атакован вражеским торпедным катером, который выпустил две торпеды. От одной транспорт уклонился, вторая угодила в него. В 01 час 48 минут 19 июня "Белосток" скрылся под водой. Сторожевые катера охранения подобрали 202 человека, остальные (около 700 человек) погибли. Роковой для судна оказалась торпеда, выпущенная из катера S-102, которой командовал капитан-лейтенант Вернер Тёнигес. Минимальная глубина Черного моря в этом месте составляет 230 метров, и останки теплохода лежат в сероводородном слое. Предпринимались две попытки найти остатки транспорта, но информация об обнаружении пока не поступала.