Найти в Дзене
Lectorient

Почему фотографироваться можно, а рисовать нет?

Фото взято из открытого фотостока
Фото взято из открытого фотостока

Когда в Коране и сунне есть четкое указание на дозволенность или недозволенность определенных вещей, между богословами крайне редко рождаются разногласия. Но когда дело доходит до использования вещей, которые появились относительно недавно (например, телевидение, интернет, фотография), богословы, порой, очень долго идут к единому мнению об узаконенности в исламе их использования.

Среди богословов существуют разные мнения относительно допустимости фотографии. Однако их значительная часть все же придерживается мнения, что фотография сама по себе не запрещена, потому что она не дает ничего, кроме точного и зеркального отражения творения Всевышнего, в отличие от картин, изображений или скульптур. К ним у богословов иное отношение.

О запретности изображения живых существ говорят многие хадисы. Один из таких хадисов гласит, что люди, создающие картины, получат самое суровое наказание от Всевышнего (1). Также существует хадис, в котором говорится о дозволенности рисовать пейзажи и другие неодушевленные предметы, но тот, кто будет рисовать людей, после смерти будет терпеть наказания до тех пор, пока не оживит того, кого рисовал в этой жизни. (2)

Все это отсылает к запрету в исламе на идолопоклонство и ширк (многобожие), на приравнивание себя или кого-либо к Аллаху.

Большинство богословов единогласно во мнении, что верующий мусульманин не должен украшать свой дом портретами, изображениями идолов или фотографиями одушевленных предметов. Это напрямую связано с несколькими хадисами посланника Аллаха, в которых говорится, что ангелы покидают дом, где есть изображения существ. (3)

Но есть и небольшая группа ученых, которые считают, что рисование или фотографирование людей недопустимо только в случаях, когда это связано с гордыней и самолюбованием. Например, когда художник настолько восхищен своим творчеством, что опасно приближается к приравниванию себя к Всевышнему.

Что же касается фотографий, то многие богословы сошлись во мнении, что нет ничего плохого в том, чтобы сделать портретную фотографию по необходимости для соблюдения современных методов идентификации, включающих паспорта, водительское удостоверение и т.п. Некоторые считают, что нет ничего плохого и в том, чтобы сфотографировать семью и близких и хранить эти фото в альбомах на память; но если верующий будет воздерживаться от этого, то это будет для него лучше. Согласно высказываниям этих богословов, фотографирование, хоть и нежелательное действие, не относится к категории харам.

В шиитских же странах к фотографии и художественным изображениям отношение гораздо лояльнее. Ученые-шииты не препятствуют творческой деятельности мусульман и считают ее дозволенной. Так, на Ближнем Востоке существует множество шиитских художников, которые славятся своими портретами и миниатюрами.

Обычные же верующие мусульмане сами выбирают, какая точка зрения ближе их мировоззрению.

(1). Сахих Аль-Бухари Хадис 7.834 Передал Муслим

(2). Сахих Аль-Бухари Хадис 3.428 Передал Саид бин Абу Аль Хасан

(3).Сахих Аль-Бухари Хадис 4.448 Передал Абу Талха

Литература:

Is it forbidden in Islam to take pictures/photos - Islamhelpline
حكم طلاق المريض المصاب بحالة نفسية
ويكيبيديا، الموسوعة الحرة

Больше полезных статей ищите на нашем канале: