5 декабря вступил в силу Федеральный закон №507-ФЗ, изменивший порядок оборота земель, пригодных для ведения сельского хозяйства, и ужесточивший ответственность за их нецелевое использование. Теперь владельцы участков, на которых вместо пшеницы или кукурузы колосятся горчак и пырей, лишатся земли, если не уничтожат сорную растительность за 10 дней с момента фиксации нарушения. Принятые поправки помогут вернуть в сельхозоборот находящиеся в запустении участки и повысить эффективность использования земельных ресурсов нашей страны.
Надзор за сельхозземлями
Земли, которые подходят для ведения сельского хозяйства, считаются особо ценными. На таких участках почва достаточно плодородна, чтобы можно было сеять культурные растения и получать обильные урожаи. Согласно законодательству нашей страны, использование сельскохозяйственных земель должно осуществляться таким образом, чтобы сохранялись их уникальные свойства.
Надзор за состоянием сельхозугодий производится сразу на нескольких уровнях:
1. Обследованием земель и контролем за их использованием занимается Россельхознадзор. Его сотрудники проводят оценку фактического состояния сельскохозяйственных территорий и следят за выполнением требований законодательства.
2. В каждом из субъектов РФ местные власти ведут специальный реестр, где отображается информация о находящихся в регионе сельхозугодьях (закон №475-ФЗ от 30.12.2021 г.). Для его составления используются данные о плодородии почв, характере использования участков и др. особенностях, выявленных при проверках Россельхознадзора.
3. Основную роль в вопросах контроля за состоянием сельскохозяйственных земель играет Минсельхоз РФ (Приказ №664, утверждённый 24.12.2015 г.). Он осуществляет государственный мониторинг всех земель сельхозназначения, в ходе которого обобщаются и анализируются данные, полученные от Россельхознадзора РФ и местных администраций. В задачи Минсельхоза входят:
— выявление качественных изменений в состоянии сельхозугодий;
— оценка возможных результатов вредных воздействий (природных и антропогенных);
— разработка программ, призванных минимизировать последствия таких отрицательных влияний и предотвратить повторное возникновение опасных ситуаций.
Возврат сельскохозяйственных земель в оборот
В последние годы Россия активно наращивает производство зерна и увеличивает экспортные мощности. В 2023 г. посевные площади планируется расширить ещё на 50 000 га, что даст прирост продукции АПК и позволит нашей стране удержать завоёванные позиции. Однако Правительство РФ имеет на аграрный сектор долгосрочные планы. Реализация специальной государственной программы по сохранению имеющихся в обороте сельхозземель и возвращению заброшенных сельхозугодий должна обеспечить к 2030 г. увеличение посевных площадей на 13 млн. га.
Для выполнения плана власти хотят активнее изымать ценные сельхозземли у недобросовестных владельцев и отдавать их под реальные агропроекты. Процедура изъятия описана в ст. 6 ФЗ №101 от 24.07.2002 г. и может начаться в следующих случаях:
1. При проверках участка выявлено, что сельскохозяйственные земли не используются владельцем по назначению как минимум 3 года. Проводя обследование, инспекторы обращают внимание на такие детали:
— половина территории или более заросла сорняками и кустарником;
— как минимум на 50% участка плодородная почва испещрена переплетёнными корнями многолетних трав и начинает деградировать.
Если земли обладают повышенной плодородностью, то надзор за ними более строгий, и для изъятия будет достаточно запустить 20% территории участка.
2. Проверки Россельхознадзора показали, что владелец сельхозугодий пренебрегает своими обязанностями и минимум 3 года эксплуатирует участок с нарушением законодательства РФ. Соответствующие признаки описаны в Постановлении № 1482, утверждённом Правительством РФ 18.09.2020 г.:
— наличие самовольных построек;
— загрязнение земель опасными веществами (радиоактивными, химическими и др.);
— захламление 20% участка;
— сильное засорение ценных земель обычными (от 250 шт. на 1 м2) или карантинными сорняками (от 8 шт. на 1 м2).
Как нерадивые владельцы земель закон обходили
Если собственник не следит за находящимися в его распоряжении ценными землями, то они перестают приносить пользу государству и начинают деградировать. В довершение всего, находящиеся в запустении сельхозугодья могут стать местами возникновения пожаров или очагами распространение карантинных сорняков. Однако изъять у нарушителя земли не так-то просто. Сначала надо зафиксировать нарушение, чем занимаются сотрудники Россельхознадзора. Затем в адрес владельца отправляется предупреждение с требованием исправить ситуацию. При отсутствии каких-либо действий с его стороны выписывается штраф (ст. 8.8 КоАП). Если даже административное взыскание не оказало никакого действия, то дело об изъятии сельхозугодий отправляется в суд.
Все эти процедуры могут занять не один год, но для нерадивых собственников всегда существовала лазейка, которая позволяла им избегать наказания. Чтобы не заниматься рекультивацией земель, при получении предупреждения от инспекторов достаточно было отказаться от права собственности на участок или быстренько продать запущенные угодья другому лицу (зачастую фиктивно). По закону Росельхознадзор при смене владельца должен был вновь начать фиксировать нарушения, и лишь через несколько лет мог предъявить претензии. В этом случае схема срабатывала вновь, и у участка появлялся ещё один владелец. Всё это время плодородные почвы зарастали сорняками и прозябали в бесхозности, а государство теряло ценный ресурс. За 2020-2021 гг. сотрудники Россельхознадзора обнаружили 11 700 участков, владельцы которых не желали использовать сельхозугодья по назначению. Из них 2000 успешно ушли от ответственности.
Новая процедура изъятия
Федеральный закон №507-ФЗ позволяет ответственным структурам сразу после фиксации нарушения вносить в ЕГРН записи, которые делают невозможными передачу или отказ от права собственности на землю. Если владелец участка не устраняет выявленные нарушения в течение оговорённого предписанием срока, то по истечении 10 дней с момента назначения штрафа сотрудники Россельхознадзора:
— отправляют данные о неустранённом правонарушении и все связанные с делом материалы в региональные уполномоченные органы;
— согласно порядку, изложенному в ФЗ №218 от 13.07.2015 г., запрещают производить регистрацию любых процедур, связанных с переоформлением или передачей в залог проблемного земельного участка.
Таким образом власти убрали лазейку, которой пользовались нарушители, и недвусмысленно указали владельцам сельхозземель, что государство заинтересовано в столь ценном ресурсе. Новый закон также сократил сроки проведения процедур по изъятию участков, что позволит быстрее передавать их заинтересованным в ведении сельского хозяйства организациям и восстанавливать потенциал запущенных сельхозугодий.
Принятие нового закона стало закономерной реакцией властей на частые случаи ухода от ответственности за нецелевое использование сельхозземель. Теперь у владельцев заросших сорняками угодий есть только один выход — обращаться за гербицидной обработкой в специализированные компании, не дожидаясь штрафов и судебных разбирательств. Бережное и ответственное отношение к сельскохозяйственным землям теперь определяется государственной политикой, и в дальнейшем можно ожидать усиления контроля за поддержанием ценных участков в надлежащем виде.