Самураи, члены мощной военной касты в феодальной Японии, начинали как провинциальные воины, и прошло немало времени, прежде чем они пришли к власти в 12-м веке с началом первой военной диктатуры страны - образовался сёгунат. Как слуги даймё или великие лорды, самураи поддержали власть сёгуна и обеспечивали ему власть над микадо (императором). Самураи доминировали в японском правительстве и обществе до тех пор, пока Реставрация Мэйдзи в 1868 году не привела к отмене феодальной системы. Несмотря на то, что многие самураи были лишены своих традиционных привилегий, они вошли в элитные ряды политики и промышленности в современной Японии. Что еще более важно, традиционный самурайский кодекс чести, дисциплины и морали, известный как бусидо - или "путь воина", был возрожден и стал основным кодексом поведения для большей части японского общества.
Ранний самурай
В период Хэйан (794-1185) самураи были вооруженными защитниками богатых землевладельцев, многие из которых покинули императорский двор, чтобы искать собственное состояние после того, как были отпущены могущественным кланом Фудзивара. Слово "самурай" примерно переводится как "те, кто служит".
Вы не знали? Богатство самурая в феодальной Японии измерялось с точки зрения коку; один коку - это количество риса, которое требовалось, чтобы кормить одного человека в течение года, было эквивалентно примерно 180 литрам.
Начиная с середины XII века, реальная политическая власть в Японии постепенно переместилась от императора и его дворян в Киото к главам кланов в своих крупных поместьях. Война Гемпеи (1180-1185) столкнула два великих клана - доминирующие Тайра и Минамото. Они сражались друг с другом в борьбе за контроль над японским государством. Война закончилась, когда один из самых известных самураев в японской истории, Минамото Ёсицунэ, привел свой клан к победе над Тайра недалеко от деревни Дан-но-ура.
Подъем периода самураев и Камакура
Триумфальный лидер Минамото Ёритомо, брат Ёсицунэ, которого он сослал в изгнание, установил центр правительства в Камакуре. Создание сёгуната Камакура, наследственной военной диктатуры, перевело всю реальную политическую власть в Японии в руки самураев. Поскольку власть Ёритомо зависела от их силы, он сделал все возможное, чтобы установить и определить привилегированный статус самурая; никто не мог назвать себя самураем без разрешения Ёритомо.
Дзен-буддизм, введенный в Японию из Китая примерно в это время, был очень привлекательным для многих самураев. Его строгие и простые ритуалы, а также вера в то, что спасение придет изнутри, обеспечили идеальную философскую основу для собственного кодекса поведения самурая. Также в период Камакуры меч приобрел большое значение в самурайской культуре. Говорят, что честь человека находится в его мече, а мастерство мечей, включая тщательно заточенные лезвия, золотую и серебряную инкрустацию и ручные рукоятки из акульей кожи, само по себе стало искусством.
Япония в хаосе: сёгунат Асикага
Напряжение победы над двумя монгольскими вторжениями в конце 13-го века ослабило сёгунат Камакура, который пал в результате восстания во главе с Асикагой Такаудзи. Сёгунат Асикага, расположенный в Киото, был основан около 1336 года. В течение следующих двух столетий Япония находилась в почти постоянной зоне конфликта между своими враждующими территориальными кланами. После особенно жестокой войны в Онине 1467-77 годов сёгуны Асикага перестали быть эффективными, а феодальной Японии стало не хватать сильной центральной власти. Местные лорды и их самураи вмешались в большей степени, чтобы поддерживать правопорядок.
Несмотря на политические беспорядки, этот период, известный как Муромати в честь района с таким названием в Киото, привел к значительному экономическому росту в Японии. Это был также золотой век японского искусства, так как самурайская культура попала под растущее влияние дзен-буддизма. В дополнение к таким известным японским формам искусства, как чайная церемония, сады камней и аранжирование цветов, театр и живопись также процветали в период Муромати.
Самурай под сёгунатом Токугава
Сэнгоку-Дзидай, или Период войны в стране, наконец, закончился в 1615 году объединением Японии под руководством Токугава Иэясу. Этот период открыл 250-летний период мира и процветания в Японии, и впервые самурай взял на себя ответственность за управление гражданскими средствами, а не военной силы. Иэясу издал «приказы для военных домов», в соответствии с помощью которых самураям было сказано одинаково тренироваться по оружию и «вежливо» учиться в соответствии с принципами конфуцианства. Эта относительно консервативная вера, с акцентом на лояльность и долг, затмила буддизм в период Токугава как доминирующую религию самураев. Именно в этот период принципы бушидо стали общим кодексом поведения для японского народа в целом. Хотя бусидо менялся под влиянием буддийской и конфуцианской мысли, его воинский дух оставался постоянным, включая акцент на военных навыках и бесстрашие перед лицом врага. Бусидо также подчеркнуло бережливость, доброту, честность и заботу о членах своей семьи, особенно о старейшинах.
В мирной Японии многие самураи были вынуждены стать бюрократами или заниматься какой-либо торговлей, даже несмотря на то, что они сохранили свое представление о себе как о воинах. В 1588 году право носить мечи было ограничено, теперь мечи могли носить только самураи. Это создало еще большее разделение между ними и фермерско-крестьянским классом. Самурай в этот период стал «человеком с двумя мечами». Однако, материальное благополучие многих самураев фактически ухудшилось во время сёгуната Токугава. Самураи традиционно зарабатывали на жизнь на фиксированную стипендию от землевладельцев; поскольку эти стипендии снижались, многие самураи более низкого уровня были разочарованы своей неспособностью улучшить свое положение.
Восстановление Мэйдзи и конец феодализма
В середине XIX века стабильность режима Токугава была подорвана сочетанием факторов, начались крестьянские беспорядки из-за голода и нищеты. Вторжение западных держав в Японию, и особенно прибытие в 1853 году коммодора Мэтью Перри из США и Военно-морского флота, направленное на то, чтобы заставить Японию открыть свои двери для международной торговли, оказалось последней каплей. В 1858 году Япония подписала коммерческий договор с Соединенными Штатами, за которым последовал аналогичный договор с Россией, Великобританией, Францией и Голландией. Спорное решение открыть страну для западной торговли и инвестиций помогло стимулировать сопротивление сёгунату среди консервативных сил в Японии, включая многих самураев, которые начали призывать к восстановлению власти императора.
Мощные кланы Чосю и Сацума объединили усилия, чтобы свергнуть сёгунат Токугава и объявить об «имперской реставрации», названной в честь императора Мэйдзи в начале 1868 года. Феодализм был официально отменен в 1871 году; пять лет спустя ношение мечей было запрещено всем, кроме военнослужащих национальных вооруженных сил, и все финансы самураев были преобразованы в государственные облигации, часто при этом были огромные денежные потери. Новая японская национальная армия отметила несколько самураев в 1870-х годах, в то время как некоторые недовольные самураи присоединялись к тайным ультранационалистическим обществам, в том числе печально известным Обществом Черного Дракона, целью которого было спровоцировать неприятности в Китае, чтобы у японской армии был повод вторгнуться туда.
По иронии судьбы Реставрация Мэйдзи была фактически спроектирована членами самого класса самураев. Трое из самых влиятельных лидеров новой Японии - Иноуэ Каору, Ито Хиробуми и Ямагата Аритомо - учились у знаменитого самурая Ёсиды Шоуина, который был казнен после неудачной попытки убить чиновника Токугава в 1859 году. Именно бывший самурай поставил Японию на новый путь развития.
Бусидо в современной Японии
После реставрации Мэйдзи синтоизм стал государственной религией Японии (в отличие от конфуцианства, буддизма и христианства, он был полностью японским), а бусидо было принят в качестве правящего морального кодекса. К 1912 году Японии удалось наращивать свою военную мощь - она подписала союз с Великобританией в 1902 году и победила русских в Маньчжурии два года спустя, а также разогнала свою экономику. К концу Первой Мировой страна была признана одной из держав "Большой пятерки" наряду с Великобританией, США, Францией и Италией на Версальской мирной конференции.
Либеральные, космополитические 1920-е годы уступили место возрождению военных традиций Японии в 1930-х годах, что привело непосредственно к имперской агрессии и вступлению Японии во Вторую Мировую войну. Во время этого конфликта японские солдаты приносили с собой в бой старинные самурайские мечи и совершили суицидальные атаки «банзай» в соответствии с принципом бусидо. После войны Япония снова опиралась на свое сильное чувство чести, дисциплины и преданности общему делу - не даймё или сёгунам прошлого, а императору и стране - чтобы восстановить себя и стать одной из величайших экономических и промышленных держав в мире в конце 20-го века.