Муж чинил духовку, но она не заработала. Муж не электрик. Я дала ребенку лекарство, но оно не помогло. Я не врач. Одиннадцатиклассники пишут сочинение, но получают «незачет». Нам всем иногда кажется, что мы умнее специалиста. Зачем к кому-то обращаться? Мы лучше знаем. И только получив неудовлетворительный результат мы бежим к специалисту. Исправлять ситуацию, а ведь можно было ее не допускать.
Эта статья родилась из вчерашнего занятия. Несколько дней назад мне позвонила мама с просьбой подготовить ее сына к пересдаче итогового сочинения (это сочинение пишут 11-классники в первую среду декабря, это допуск к ЕГЭ). Иван (назовем юношу так) не получил "зачет". Вчера мы встретились с Иваном, и я увидела это «незачетное» сочинение. А также весьма умного и интересного юношу.
Итоговое сочинение – странная работа по определению. Не очень понятно, что оно проверяет у ученика. Но требования к нему известны, получить нужно не оценку, а «зачет», критерии достаточно лояльны.
О самом итоговом сочинении говорить подробно не буду (если нужно, пишите, сделаю отдельное видео), остановлюсь лишь на трех обязательных требованиях, которые нам нужны для понимания ситуации с сочинением Ивана:
1) Рекомендованный объем сочинения - 350 слов, минимальный объем - 250. То есть сочинения меньше 250 слов не засчитываются.
У Вани тут около 320. Все в порядке
2) Сочинение должно соответствовать теме. Тема Ивана «Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт могут быть опасны для человека?»
Тема хорошая, многие ребята писали сочинение именно по ней. Рассуждает Иван по теме, он пишет о том, что опасны новые технологии именно своей новизной, тут все в порядке. Но у него нет четкого тезиса и нет четких выводов. Хотя я бы это сочинение все-таки зачла, но придраться тут есть к чему. По этому критерию ему поставили «незачет».
3) Сочинение должно иметь один литературный аргумент.
Этот критерий я приведу полностью с сайта ФИПИ.
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы (достаточно опоры на один текст).
«Незачет» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
В качестве литературного аргумента Иван привел книгу Ральфа Кейтона «Опасен при любой скорости».
Этот аргумент Ивану не зачли. Он очень интересно его ввел. С одной стороны, он указал книгу и автора, с другой, построил фразу как вводное предложение, подтверждающее его собственные мысли. И поначалу, читая это сочинение, я споткнулась на этой фразе, потом подумала, что все-таки подойдет, потом согласилась с коллегой, к которой обратилась с вопросом, что это все-таки «незачет».
Получилось, что неглупый человек пренебрег основными требованиями к структуре сочинения и к вводу литературного аргумета, решил, что он лучше знает, что сделает по-своему и удивит всех. Не удивил. Придется писать в феврале. Ничего страшного не произошло, все поправимо. Немного обидно, тем более что "зачет" был так близок, прям в одном шаге...
Из всей этой истории мне хочется сделать два вывода:
1) Читайте нормативные документы. На сайте ФИПИ изложены все требования к ЕГЭ, ОГЭ и итоговому сочинению. Именно на них мы ориентируемся. Мы – это все, кто имеет отношение к ЕГЭ, ОГЭ и итоговому сочинению.
https://doc.fipi.ru/itogovoe-sochinenie/Kriterii_it_soch.pdf
2) Не изобретайте велосипед и не боритесь с ветряными мельницами. Путь к 100 баллам уже известен, и ваш школьный учитель его тоже знает, слушайте учителя. И меня тоже можно)))