Найти тему

Уцелевший ритуал в нижегородской деревне.

Тема ритуальных календарных похорон-проводов всегда казалась мне довольно занимательной, хоть мой интерес обычно чуть больше направлен немного на другие области. Несмотря на то, что христианство бытует в наших краях огромное количество времени, всё-таки языческие мотивы многих праздников, действий, примет никуда не исчезли. Где-то они «живут» самостоятельно, местами же преобразовались в народное православие, которое меня, исследователя по натуре, побуждает изучать вопрос подробнее. Более всего меня интересуют культы или традиции, которые сохранились лишь локально. Например, в одной из деревень нижегородской области до сегодняшних дней на удивление сохранился довольно уникальный языческий обряд, который по традиции проводится на неделе после Троицы. В пятницу жители деревни Шутилово делают из старой одежды, сена и травы куклу в человеческий рост, которую называют Строма. [В некоторых источниках также упоминается Кострома, Баушка (судя по всему, производное от «бабушка»), чуть реже Веснушка].

Иногда Строме могут сделать парную куклу как мужского, так и женского пола, выполняющую роль какого-нибудь ее родственника. В пятницу Строма сидит у забора, в субботу «заболевает» и ее по очереди в течении дня навещают односельчане, а уже в воскресенье она «умирает от болезни». После символической констатации смерти Стромы и последующего поминального плача, ее несут на носилках в поле.

-2

-3

-4

-5

По дороге до поля жители села поют веселые частушки, разыгрывают сценки, ведут, не без фривольностей, шутливые диалоги о Строме, о ее жизни и причине смерти. Придя на поле, куклу тянут в разные стороны, разрывают на части, подкидывают и растрясывают выпавшую из ткани солому, обязательно прося дождя и хорошего урожая. Обычно этот заключительный этап исполняют дети и подростки. Вернувшись в село, все садятся помянуть Строму за щедро накрытым столом.

Если Масленица — это жертва весне, то Строма — лету. Конечно, в сущности, сей обряд символически олицетворяет как проводы весны, так и встречу лета, ведь для того чтобы начать все с чистого листа, требуется предать земле все отжившее. Меня же в подобных вопросах всегда интересует сам принцип сохранения «эндемичного» культа или праздника, который по какой-то причине не отмечается в близлежащих населённых пунктах на данный момент, либо не имел распространения и ранее.


[В посте закреплены снимки Лилиан Познер, сделанные в 2019 году во время фиксации группой этого обряда в Шутилово. Ныне снимки хранятся в Фольклорной коллекции ИМЛИ, но в открытых источниках есть фото и видео других авторов в разные годы].