На основании ст. 24 Конституции в Социалистической Республике Вьетнам гарантирована свобода вероисповедания.
По данным исследовательского центра Пью (США) ~ 44% вьетнамцев привержены народным религиозным практикам и поклоняются духам, богам, богине-матери; на втором месте буддисты ~ 16%; далее христиане, в основном католики ~ 10 %; нерелигиозными назвали себя ~ 30% жителей страны.
На самом деле, вряд ли мне встречалась более верующая нация.
Разобраться в содержании большинства культов невовлеченному человеку совершенно нереально.
Правда, есть очень понятное, универсальное «почитание предков»: во многих вьетнамских домах обустроен специальный алтарь, перед которым совершают специальные обряды и советуются с родственниками, отошедшими в мир иной; говорят - обратная связь работает исправно.
22 января 2023 года страна будет бурно и продолжительно праздновать Tet (Тет нгует дан- Праздник Первого утра). Обычно Тet совпадает с китайским Новым годом. Начнется 4721 г. по восточному календарю. Тотемное животное – Кот (Кролик, Заяц), стихия — вода, цвет — черный.
Рождество и Международный Новый год тоже отмечают широко. Тем более, в это время во Вьетнам съезжается много гостей. Туристы не только лежат на пляжах, но и активно путешествуют.
Выручка от продажи костюмов Санта Клауса для местных совсем не лишняя.
Старый квартал «36 улиц» превращается в бесконечную «зимнюю ярмарку».
В Ханое действительно зима, температура воздуха днем +23-25 градусов. Народонаселение одело теплые вещи.
Персонажи в майках исключительно туристы.
Кажется, что на «36 улиц» по вечерам устремляется весь 8-миллионный Ханой + столько же приезжих.
Квартал образовался несколько тысяч лет назад и получил название по числу цеховых гильдий, каждая со своей специализацией: Серебреная, Бумажная, Шелковая, Гончарная и т.д.. Сейчас здесь так же активно производят, продают, сохраняют традиции, а еще развлекают и кормят. Еда — бесконечный процесс.
По центру проходит одна из самых необычных железных дорог, какие мне приходилось видеть — Hanoi Street Train. Дома подступают к рельсам практически вплотную, буквально несколько десятков сантиметров отделяют локомотив от стен. Причем поезда ходят вполне пассажирские, не какие-то «декоративные».
Как можно существовать в таких условиях? Но жизнь в трущобах идет своим чередом, функционирует прямо на рельсах и шпалах.
В некоторых квартирах нет кухонь. Еду готовят на улице. Главное, не забывать сверяться с расписанием поездов.
Для туристов, желающих наблюдать аттракцион проезда состава, открыты кафе. Зрелище жутковатое откровенно говоря.
Вернемся к Рождеству...
Святой Престол во Вьетнаме имеет довольно длинную историю. Первые португальские миссионеры прибыли в Индокитай в начале XVI столетия, успеха не имели. В 1615 году к делу распространения христианства подключились иезуиты.
Была проделана огромная просветительская работа. Французский иезуит Александр де Рот создал вьетнамский алфавит. Повсеместно открывались церкви, религиозные школы, семинарии.
Апостольский викариат Тонкина учрежден Папой Александром VII в сентябре 1659 года.
Но широкого распространения христианство так и не получило ни «до», ни «во время», ни «после» французской колонизации, а трагических событий вокруг веры происходило много.
Известно, что в XVII-XIX вв. в стране было замучено 130-300 тыс. христиан. Императоры видели в них проводников иностранного влияния.
Например, в 1798 году правитель Цин Тхун начал повсеместное уничтожение католиков-миссионеров, церквей и духовных семинарий.
Беглецы укрылись в лесу Ла Ванг. Молитва помогала пилигримам переносить голод, лишения, страх перед дикими зверями. Однажды им явилась прекрасная женщина в сопровождении ангелов. В ней узнали Пресвятую Деву. Мадонна научила изможденных людей готовить целебные зелья, врачевать телесные и душевные раны, а также указала священное место — здесь слова, обращенные к Богу, непременно будут услышаны.
В честь явления Богородицы (факт признан Ватиканом) в джунглях возвели небольшую часовню. В годы гонений Госпожа Ла Ванга приходила к верующим несколько раз. Но не уберегла несчастных от жестокой расправы. Воины Цин Тхуна обнаружили убежище. Людей пытали и сжигали заживо.
С приходом французов епископ Гаспар распорядился заложить церковь на месте разрушенной часовни. Строительство длилось 15 лет. Храм Госпожи Ла Ванга стал местом паломничества тысяч христиан со всего мира. В 70-х годах XX века он сильно пострадал во время американской агрессии.
Несмотря на обещания Ватикана оказать всяческую поддержку, церковь не восстановлена.
В 1858-1862 гг. Франции удалось занять три провинции южного Вьетнама. Еще 20 лет потребовалось, чтобы лишить государственного суверенитета Северный Вьетнам.
Прибывшим колонистам нужны были места для общения с Господом.
В Ханое началось строительство Кафедрального собора Святого Иосифа (Cathedrale Saint-Joseph). Церемония открытия совпала с Рождеством 1886 года. Две колокольни высотой по 31-му метру в окружении невысоких домиков старого города смотрятся сюрреалистически. Храм занял место буддийской пагоды Бао-Тьен (XI в.) на небольшой площади Nha Chung. Стиль неоготический. Напоминает собор Парижской Богоматери. Проект разработан французским архитектором, апостольским викарием Полем Франсуа Пюжилье. Во внутренней отделке использованы ценные породы дерева и бамбук. Витражи для стрельчатых окон доставили из Парижа.
Кафедральный собор Сен-Жозеф являлся главной католической святыней Вьетнама до начала периода социалистического атеизма. При коммунистах не функционировал.
С 1991 года службы возобновились. Жизнь римской католической общины ожила. Сейчас сюда приходят местные христиане, в основном потомки колонистов и туристы. Ведется активная миссионерская деятельность. Шесть колоколов оповещают прихожан о начале богослужений.
Гуляя по кварталу «36 улиц», не заметить Кафедральный собор невозможно.
За неделю до Рождества площадь вокруг него красиво украшена. Готов Вертеп и другие атрибуты праздника.
Приподнятое настроение поддерживают уличные музыканты.
Не знаю, как правильно называются эти замечательные барабаны. Если кто-то подскажет — буду благодарна.
Настоящее архитектурное украшение столицы Вьетнама — Римская католическая церковь Куа Бак (Cửa Bắc Church), первоначальное название — церковь Богоматери-мученицы.
Построена в 1932 году по проекту французского архитектора Эрнеста Эбрара в стилях ар-деко, эклектики и традиционного азиатского. Высокая колокольня справа от фасада создает приятное впечатление асимметрии. Купола, в том числе восьмигранный центральный отсылка к вьетнамской культовой архитектуре. Фасады с узорами и оконные проемы с плетением «роза» выглядят весело и нарядно.
В Куа Бак тоже ждут Рождество.
Церковь пользуется большой популярностью, в том числе у политиков-католиков, приезжающих в Ханой с официальными визитами.
К сожалению, самого действа мы не застанем — возвращаемся в РФ.
Но посмотреть удалось много, продолжение следует...
Спасибо за внимание!