Найти тему

История военной авиации России и СССР: Анаде

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Удачными по своей конструкции были самолеты одесского предприятия, основанного в 1913 г. банкиром А. А. Анатра. Предприятие выпускало самолеты «Форман», «Ньюпор», «Вуазен» и «Моран» по французским образцам, а летом 1915 г. приступило к проектированию собственных самолетов. Первым был двухместный биплан «Анаде» (название составлено из двух фамилий — Анатра и Декан — главный конструктор). Самолет предназначался для использования в качестве корпусного разведчика, корректировщика артиллерийского огня и легкого бомбардировщика. Впервые он был поднят в воздух 19 декабря 1915 г., первый серийный самолет был сдан представителям Военного министерства 16 мая 1916 г. Поскольку самолет обладал неплохими тактико-техническими характеристиками, предприятие получило заказ на 400 машин, причем в 1917 г. ежемесячный выпуск должен был достигнуть внушительных величин: в январе 30 единиц, в феврале—мае — по 40 единиц, а начиная с июня — по 60 единиц. Предполагался заказ еще 300 машин. Из-за недостатка материалов, оборудования и двигателей до середины 1917 г. удалось выпустить только 215 самолетов.

С учетом машин, дополнительно построенных до весны 1918 г., общий «тираж» самолетов «Анаде» составил примерно 300 экземпляров. «Анаде» имел фюзеляж четырехугольного сечения, слегка закругленный сверху. Передняя часть обшивалась фанерой, хвостовая — полотном. Жесткость бипланной коробки обеспечивалась двумя парами стоек и растяжками. Силовая установка состояла из ротативного двигателя «Гном» мощностью 100 л. с. На испытаниях самолет смог развивать скорость 136 км/час. Примечательно, что бензобак, из которого подавалось топливо к двигателю, был разделен на три отсека и снабжен клапанами, предотвращавшими утечку топлива при простреле одного из отсеков. Самолет вооружался пулеметом, который устанавливали в задней кабине на простой шкворневой установке. Бомбовая нагрузка составляла 25–30 кг. Оценка летных характеристик этого самолета в течение войны менялась. Для конца 1915 г. он считался передовым и даже лучшим среди ряда иностранных самолетов. К 1918 г. «Анаде» уже устарел и использовался преимущественно как учебно-тренировочный самолет. Для этого в 1917 г. был выпущен учебный «Анаде» с двойным управлением и парой колес впереди, предупреждающих опрокидывание при посадке. Следует отметить, что этот самолет был очень устойчив в полете. На самолете «Анаде» можно было даже выполнять «петлю Нестерова». Так, например, военный летчик штабс-капитан Д. А. Макаров выполнил 31 мая 1917 г. две очень чистые «петли».