Российское производство актуально как никогда. Но далеко не все продукты удается заместить собственным производством. Это касается и смазочных материалов, в том числе, моторных масел. В первую очередь, речь идет о пакетах присадок, ранее закупаемых у ведущих западных производителей.
Полный размер
Из чего конкретно делают сегодня моторные масла в России? Этот вопрос я задал экспертам, представляющим достаточно крупную компанию, много лет выпускающую смазочные материалы в России.
Моими собеседниками стали Сергей Сапожников, глава департамента исследований и разработок, и его коллега Илья Автушенко — старший технолог. Разговор был долгим, но увлекательным. Читайте о том, как устроена “кухня” контрактного производства масел в России, и как и из чего делают сегодня в нашей стране моторные масла.
Расскажите подробнее о вашем производстве.
Наша компания «Аллея Групп» начинала как эксклюзивный поставщик бренда Liqui Moly на территории России и успешно развивается уже 25 лет. Компания развивалась, мы стали поставлять бренды Meguin, Bizol. Потом появились собственные торговые марки — reinWell и Ruseff. С этого (2022) года мы стали эксклюзивными партнерами турецких марок Opet, Lubex и Petrofer. Основные наши клиенты — СТО и оптовики.
Первыми нашими продуктами под собственной маркой в 2010 году стали индустриальные протирочные материалы. На тот момент в России было сложно с их производством, и первая продукция была выпущена на заводе ZVG в Австрии. В разработке под наши требования участвовали технологи из Германии. Собственно, так и зародился бренд reinWell.
Полный размер
Сергей Сапожников
Автохимию мы начали разрабатывать в 2012 году, когда индустрия СТО, с которой мы работали, потребовала профессиональных составов по умеренной цене. Для создания своих рецептов мы брали популярные европейские продукты, анализировали состав, получали процентное содержание компонентов. Также у нас была поддержка со стороны основного поставщика по составам, свойствам, физхимии. Вскоре мы выпустили первые аэрозольные продукты — очистители, смазки для профессионального сегмента.
Продукция была произведена на российских предприятиях, используя знания, полученные в Германии. У нас достаточно мощный собственный техотдел, около двадцати человек, и это профессионалы. Иногда мы даже учили российских технологов производств, как и что делать, какие свойства должны быть у продуктов, какие компоненты должны быть в составах и в рецептурах.
Далее. Есть бренд Meguin. Это один из старейших в Европе заводов по производству смазочных материалов — в этом году предприятию 175 лет. Бренд Meguin сейчас принадлежит Liqui Moly, его дистрибьюторы появились по всему миру, но при этом существовало табу на производство смазочных материалов под маркой Meguin в других странах, кроме Германии. В 2014 году нам первым в мире разрешили производить эти масла — в России. Подписали лицензионный договор. Немецкая сторона понимала, что у наших сотрудников высокий технический уровень и есть нужное понимание.У нас был высокий уровень доверия. И вот в 2014 году нам дали добро на выпуск моторных, трансмиссионных и гидравлических масел для грузового транспорта под брендом Meguin.
Полный размер
При подписании лицензионного договора о старте производства Meguin в России, немецкая сторона детально прописала весь регламент производства масел. И в каждом разделе они детально прописали требования к производству . Также при производстве масел мы должны были предоставлять строго утвержденную отчетность по характеристикам выпускаемых продуктов.
Полный размер
Илья Автушенко:
При разработке рецептур, использовались пакеты присадок от ведущих мировых производителей, таких как Lubrizol, Infineum, Аfton.
Далее, проходил процесс согласования рецептур с тестированием опытных образцов в лаборатории немецкого завода и только после этого продукт разрешался к производству, а параметры принимались за эталонные, к которым нужно было стремиться при производстве последующих партий.
Выходит, масла немецкой марки теперь разрабатывались в России?
Правильнее сказать, что продукты создавались совместно немецкой, и российской стороной. В чем был смысл нашего участия? Российские специалисты участвовали в создании рецептур, адаптированных к доступному в России сырью, но при этом полностью удовлетворяющих требованиям немецкой стороны.
Полный размер
Последующее производство любого продукта строго контролировалось немецкой стороной. Как по рецептуре, так и по всей физхимии. Постоянно мы отправляли посылками в Германию арбитражные пробы. Наш лицензионный договор подразумевал набор жестких требований по по широкому списку технических параметров, которые мы должны были контролировать. К примеру, если по моторным маслам, это полная физхимия — более двадцати параметров.
Таким образом, немцы контролировали фактически каждую канистру.
Были ли российские производства готовы работать по таким строгим правилам?
Большинство заводов вообще отказались работать по данной схеме. Нам говорили: «Это для нас недопустимо, мы не можем допустить простоя реактора с маслом на день-два, у нас нет свободных мощностей. У нас нет оборудования, где можно сделать 48-часовой низкотемпературный тест».
Полный размер
А это важнейшие параметры, имитация холодного пуска при низкой температуре. Мы нашли поставщиков, кто смог работать по этой схеме.
Полный размер
Нам было важно наличие соответствующего оборудования в лабораториях, и часть его было закуплена для проекта.
То есть у завода должна быть возможность сразу определить, что именно они и куда налили.
Конечно. Должен быть штат технологов обеспечивающих жесткий контроль на всех этапах производства масла, начиная от входного контроля сырья и заканчивая тестированием образцов готовой продукции перед отгрузкой.
Полный размер
На самом деле сейчас с заводами в России все печально, не все могут позволить себе закупить качественное лабораторное оборудование. К примеру, по нашему требованию.
Такой подход способствовал развитию и сами производственных площадок?
Можно сказать, да, мы помогли производствам все-таки обрасти лабораторным оборудованием, и улучшить свою систему менеджмента качества. То есть, если раньше они на какие-то параметры не обращали внимания, либо на определенный регламент производства не обращали внимания, то сейчас для них это стало требованием. И тем самым, заводы вышли на новые уровни.
Полный размер
Мы поделились немецкими знаниями и технологиями с нашими российскими технологами. Технологи, технические директора, руководители предприятий наших партнеров неоднократно посещали немецкие заводы, изучали технологии, как продукт подготавливается, разливается, фасуется. Перенимая опыт, российские производители оптимизировали свои трудозатраты, энергозатраты и прочее.
Каковы были отзывы по вашей продукции? Что с маркой сейчас?
За 8 лет выпуска ни одной рекламации по продукции у нас не было.
В связи с тем, что политическая ситуация сейчас изменилась, наша лицензия по Meguin временно приостановлена.
Как сейчас устроено ваше производство? Из чего вы делаете масла?
С учетом текущих политических, и санкционных реалий, мы продолжаем контрактное производство, но под собственной маркой, но с сохранением всех наработок и требований к высокому качеству продуктов.
Все знают, что сейчас европейские и американские присадки не завозятся в Россию — они попали под санкции. И заводы, производящие масла в России, вынуждены искать аналоги в Азии и на Ближнем Востоке, благо сейчас уровень качества их продукции конкурентоспособен.
Полный размер
По базовым маслам острого дефицита в России сейчас нет. Мы как использовали базовые масла ведущих российских производителей, так и продолжаем их использовать. Кроме того, используются арабские Aramco ADbase и DowSyn из КНР.
Изменилась ли сейчас система контроля качества?
По сути, она не изменилась. В данной цепочке просто пропала немецкая сторона. Но, производя масла по разработанным рецептурам, мы точно так же контролируем качество. Как в реакторе, так и расфасованного каждого продукта.
Полный размер
Мы храним также арбитражные пробы, мы также получаем полностью карту загрузки масел, когда, в какое время, при какой температуре загрузился тот или иной компонент. Это большая производственная таблица, которая присылается нам по каждой варке каждого масла.
Как технически происходит разработка масла?
Технологически это выглядит как подбор оптимального соотношение пакета присадок, базовых масел, загустителей, щелочных бустеров для достижения максимальных пороговых значений того или иного соответствия требованиям производителя. Каждую рецептуру мы собираем по кирпичикам, и проверяем.
Полный размер
Если мы с первого раза этот «конструктор», неизвестный нам, собрали, и он не совсем подходит, отправляем на доработку, пока не достигнем того или иного требования допуска. Это сейчас делается вручную совместно с технологами наших производств.
Насколько китайские пакеты присадок уступают европейским и американским?
Они ничем не хуже. Конечная физхимия одинакова. Мы прекрасно понимаем, что Lubrizol, китайские и арабские заводы делают все свои пакеты присадок из одних и тех же химических продуктов. И по конечному результату и по общим данным они друг от друга практически не отличаются. По сути, есть брендированные пакеты присадок, и есть не брендированные. Можно говорить о том, что компании Afton, Lubrizol и Infineum омологировали свои пакеты и добились монопольного положения на рынке, не допуская на него других производителей. Хотя в Китае этот завод производит пакеты ничем не хуже, но только его в эту «омологацию», в этот «золотой круг» не пустили.
Стоит отметить, что именитые американские и европейские бренды, производят масла в Китае на этих же китайских присадках.
Полный размер
Да, масло с таким пакетом присадок не будет иметь именного допуска производителя, но оно будет соответствовать этому допуску. Что, по сути, одно и то же. Производя масло, мы не просто пишем это соответствие на этикетке, но и изучаем полностью физхимию и все требования данного конкретного допуска. Поэтому продукт получается ничем не хуже «допусковых» масел.
Кому принадлежат рецептуры ваших масел?
Здесь нельзя юридически сказать, что рецептура является чьей-то собственностью. Она не патентуется. Это плод совместной деятельности. Есть джентльменский договор, что рецептура наша, нами разработана, но мы не регламентируем, что эту рецептуру завод не может использовать для себя, к примеру.
То есть, один и тот же завод вполне может производит под разными брендами схожие по показателям вязкости масла, но с разными характеристиками?
Конечно. Если вы посмотрите нормативную документацию к маслу 5-30, это достаточно широкий диапазон. И разные масла в этот диапазон войдут с запасом. Есть узкая специализация того или иного соответствия, того или иного производителя по элементам, по щелочному числу. Если, к примеру, в требованиях к маслу 5-30 А5/B5 указывается щелочное число больше 8.
Полный размер
То есть кто-то сделает 8,1, ряд производителей 8,5, кто-то 9,3. Конечно, щелочное число нельзя в космос угонять, оно должно быть в пределах от 8 до 11. Чем оно выше, тем больше пакета присадок, тем лучше они моют, и это влияет на конечную стоимость продукта. Если меньше введешь пакет, масло тоже зайдет в коридор допуска, но оно будет дешевле на 10%. А если ты хочешь улучшить качественные показатели масла, его конечные параметры — то чуть больше пакета ввести, но и цена будет выше. А еще есть производители, которые специально снижают количество пакета присадок в маслах с целью максимизации прибыли.
Проблема экономии производителей на пакетах присадок стоит остро?
В рамках проекта поиска альтернативных брендов-поставщиков масел, я с весны обратился в более сотни компаний в разных странах. И в некоторых развивающихся странах были такие компании, которые спрашивали: «Вам как посчитать, 50% присадок, 75% или 100%?» Я был настолько поражен, что сразу эти компании отодвигал в сторону: «Нет, мы с вами не будем сотрудничать, нам такой бренд неинтересен».
То есть, надписи про соответствия на канистрах масел от растущего числа новых для рынка масляных брендов могут по сути ничего не означать?
Вообще абсолютно. Такое масло может не соответствовать ничему.
То есть это действия самих производителей?
Самих производителей, конечно. Лишь бы продать сейчас, да подешевле. Поэтому за дешевизной в вопросе выбора масла лучше не гнаться.
Не проще ли потребителю в такой ситуации отдать предпочтение параллельному импорту?
И с параллельным импортом есть проблемы. Так как иногда под видом параллельного импорта можно приобрести некачественный продукт.
Это контрафакт или просто продукция для других рынков?
Сложно сказать. Я думаю, что есть и контрафакт, и компании-поставщики, которые просто так сливают и брак, и неликвид, пользуясь ситуацией, что в России сейчас повышенный спрос.
Поговорим про российские пакеты присадок. Наступит ли тот момент, когда мы сможем с гордостью сказать, что масло сделано полностью из российских компонентов?
Сложно сказать, к сожалению мы не можем давать прогнозы по планам развития в рамках страны, но хочется надеятся на лучшее.
Какие конкретно масла вы выпускаете?
Первые масла под брендом reinWell мы запустили в 2021 году, больше для В2В сегмента. Это были гидравлические масла, потом это были самые востребованные грузовые масла 10-40 и 15-40 спецификации API CI-4. Далее мы запустили более профессиональную сервисную линейку. Линейка для легковых машин — масла 5-30, 5-40 — для таксопарков, для обычных европейских и корейских автомобилей. «Логаны», «Оптимы».
Полный размер
В 2022 году в середине лета мы разработали и запустили дополнительную линейку из четырех специализированных легкомоторных масел. Это 0-20, 0-30, 5-40 и еще одно 5-30.
Полный размер
Изначально мы разрабатывали только бочковую фасовку по 200 и 60 л. Для грузовых и гидравлических масел запустили фасовку в канистре 20 л. В рамках развития легкомоторной линейки, уже не только в В2В, но и в В2С сегменте, разработали фасовку 4л и 1л. В красивой упаковке, с красивой этикеткой. Канистра имеет индукционную фольгированную запайку — защиту от несанкционированного вскрытия.
На данный момент больше 90% наших продаж – это сегмент сервисов, бочковой. Профессионалы нам доверяют, так как раньше работали с Meguin, льют наше масло с момента запуска проекта, все довольны.
На ойл-клабе как отнеслись к вашей продукции? Проводили ли вы «натурные» тесты масел?
На ойл-клабе — нормально, кстати. Проверяли. Скидывались на тесты, тестировали.
Мы проводили полевые испытания, заливали в автомобили, в том числе гарантийные, и снимали параметры через 5000 и 10000 км пробега. Масло выдерживает. Даже по Москве.</i>
Заливают ли ваше масло у официалов?
Например, официальные дилеры Chery и ГАЗ заливают наши масла. Список продолжает расти.
Читатели сетуют, что российские масла стоят чуть ли не дороже импортных. Почему так? Почему растет цена масел?
Почему российский рынок потреблял в таком большом количестве европейские присадки? Этому есть и экономическое объяснение. Европа, 2 дня – и фура с присадками здесь, уже растаможилась. А китайские присадки идут к нам от 3 до 4 недель. Это контейнер, это длинная и сложная логистика, переводы валюты в Китай и так далее, и так далее. Это дополнительные затраты.
Стоимость азиатских присадок сильно ниже европейских?
Цена примерно такая же, как на европейские.
Изменилась ли цена базовых масел?
Российские базовые масла остались примерно в той же ценовой категории, что и раньше. Импортные базы подорожали в среднем на 30-40%. Такие реалии. Наложился как санкционный след, так и общемировой дефицит производства базовых масел, который начался во время Ковидных ограничений. Все наложилось.
Но нам все равно удается дешевле произвести масло в России, чем привезти любое импортное. Да, мы везем параллельный импорт из Европы, взяли дистрибьюцию турецких брендов LUBEX, OPET. Но все равно российские масла пока получаются выгоднее. Потому что у них тоже все дорожает. В Турции сейчас дефицит с присадками. Также есть санкционное давление за работу с Россией.
Какое будущее, по-вашему, ждет российскую индустрию смазочных материалов?
Я считаю, что российские производители смазочных материалов будут в приоритете и будут развиваться. Отечественные промышленные и производственные площадки будут требовать, как это сейчас и происходит в индустрии смазочно-охлаждающей жидкости, чтобы продукция была произведена в России. В течение 10 лет будут появляться новые химические производства, присадки не только «Газпромнефть» начнет выпускать. Надеемся на это, и верим.
***
Вот так в России сейчас устроено производство современных моторных масел. Что тут сказать? Действительно, хотелось бы верить, что в ближайшей перспектив российские заводы смогут выпускать собственные масла полностью из российских компонентов. Работы в этом направлении действительно ведуться. Ну а пока ситуация еще раз подчеркивает важность науки. Однажды свернув на путь закупки сырья и технологий, российские производители уделяли собственным разработкам пакетов присадок недостаточное внимание и наверстать это отставание мгновенно невозможно. Хорошая новость в том, что с должным контролем качества уже сейчас в России могут производить качественные моторные масла из доступного сырья.
Теперь вам слово, уважаемые читатели. Что вы думаете на этот счет? Если есть вопросы к экспертам по маслам и присадкам, задавайте в комментариях!
***