Бриллиант – огранённый алмаз – царь в иерархии драгоценных камней. Самый прочный, самый ценный. Не случайно 60-летие семейной жизни в народе окрестили бриллиантовой свадьбой: как алмаз, крепка семья, как грани бриллианта, сверкают взаимные чувства супругов – любовь и уважение. Лишь немногим судьба даёт шанс прожить столько лет в согласии. Везение это или большой труд? Тамара и Николай Павлович нашли свой ответ на этот вопрос.
Об этой паре мы узнали из письма в редакцию, которое написал сын юбиляров Сергей. Он просил рассказать о его родителях, которые отметили бриллиантовую свадьбу.
Память об отце
На железнодорожной станции Боготол в 250 км от Красноярска пассажирские поезда останавливаются лишь на несколько минут. Основанный в 1893 году маленький сибирский городок на западе Красноярского края своим рождением обязан Транссибирской железнодорожной магистрали.
Тамара родилась в 1940 году в многодетной семье. К началу Великой Отечественной войны малышке исполнился всего год, но память ребёнка на удивление чётко сохранила картину проводов отца на войну. «Помню, папа вошёл в комнату, такой высокий, красивый, в военной форме и пилотке. Он и сейчас такой у меня перед глазами».
Пока эшелон мчал отца на фронт, маму с пятью детьми мал мала меньше выдворили из ведомственной квартиры, которую главе семьи выделили на производстве. Пришлось переехать к деду. Дед был суров, а его жена – ещё суровее, выставила «квартирантов» на улицу. Кое-как мать нашла другую избу, где семья ютилась всю войну.
Отцу, страдавшему эпилепсией, по дороге стало плохо, и он попал в больницу. После выписки его отправили не на фронт, а в трудовую армию. Работал сапожником и портным, шил форму и обувь для бойцов. Домой вернулся только в мае 1947 года.
Детство было трудное, как и у всех детей военной поры, но никто не жаловался. Ни обуви, ни одежды, ели не досыта, но все мечтали о победе и жадно стремились к знаниям.
Проводил до дома
Тамара окончила Ачинский торговый техникум, но по специальности практически не работала, став юристом в торговом отделе предприятия «Горсмешторг». Молодая инициативная девушка быстро научилась оформлять документы по претензиям.
Однажды Тамару направили в Кемерово старшим продавцом в магазин радиотоваров. Продажа товаров была открытой – технику, детали, приборы и схемы выкладывали на прилавок, чем активно пользовались не чистые на руку покупатели. А страдали от воровства в первую очередь продавцы: по полгода не получали зарплату из-за недостачи. Тамара с таким безобразием мириться не захотела и вернулась домой, в Боготол. Там и встретила будущего мужа.
С Николаем она познакомилась на вечеринке, куда её привела подруга.
Коля пригласил Тамару на танец. Симпатичный, немногословный парень среднего роста приглянулся девушке. Положила на него глаз и подруга, из-за её ревности Тамара решила уйти домой пораньше. Вышла на улицу, Николай выбежал следом и отправился её провожать. Оказалось, у них много общего. Оба из многодетной семьи. Николай до 14 лет рос в Боготоле, а потом уехал в Назарово, в строительное училище, выучился на арматуробетонщика. Да и жили они буквально на соседних улицах.
20 февраля 1962 года 21-летняя Тамара и 19-летний Николай расписались. Пышную свадьбу не устраивали - провели семейную вечеринку.
Только мальчики
Муж окончил строительное училище и вскоре уехал работать в Назарово. Строил объекты сельского хозяйства – коровники, телятники. А Тамара уже ждала первенцев – сразу двух малышей. Муж тоже из двойняшек. Сыновья-близнецы родились в 1963 году. Но прожили крохи всего сутки...
Осенью Николая призвали в армию и отправили служить в Польшу на три года. Тамара уже снова ждала ребёнка, и в 1964 году у пары родился сын Коля, названный в честь папы. Николай забрал жену и сына в Польшу, а после окончания срока службы семья вернулась в родной Боготол. В 1970 году родился младший сын Сергей.
Супруги вырастили двух сыновей. Старшего, Николая, увы, уже нет на свете. Сергей живёт в Боготоле, работает электриком в школе. У Тамары Карповны и Николая Григорьевича три внука и два правнука.
Первый свой дом Николай и Тамара выкупили у совхоза и перестроили. Но недолго радовались. Семейное гнездо сгорело. Пожар возник из-за детской шалости. Когда родители вернулись домой, увидели одни обгорелые стены. Слава богу, дети не пострадали.
«Выручила страховка, – рассказывает Тамара Карповна. – В те годы можно было страховать имущество без оценки на 5 тыс. рублей. После пожара полученные по полису деньги нам очень пригодились – на новый дом».
Сегодня многие люди в нашей стране с ностальгией вспоминают советские времена. Так устроена память, что всё плохое забывается, а помнится только доброе и светлое. Хорошего действительно было много: бесплатное образование, бесплатная медицина, мизерная стоимость коммунальных услуг. Но были и проблемы: дефицит из-под прилавка, нехватка товаров, очереди за самым необходимым – колбасой, тушёнкой, стиральным порошком и так далее.
Что такое дефицит стройматериалов, Тамара с Николаем узнали, когда начали строить новый дом. В магазинах ни досок, ни обоев, ни линолеума, ни мебели. Доставали, как могли. Зарплаты у обоих были небольшие. В общем, крутились, ничего лишнего себе не позволяя. Выручало своё хозяйство: держали кур, поросят. И всё же построили дом, в котором живут по сей день.
Ради чего живём?
Тамара Карповна много лет трудилась в УРСе, вплоть до ухода на заслуженный отдых. Параллельно была народным заседателем в суде.
«Столько судеб увидела... До сих пор звонят и приезжают люди, которым помогла. Был случай: обратилась ко мне женщина. Плачет, мужа посадили, якобы он человека на улице избил. Мы тогда смогли доказать его невиновность, потому что нашли свидетеля – женщину-инвалида, которая, сидя на балконе в своей коляске, всё видела. Во все времена есть люди разные – и хорошие, и такие, что не приведи господь».
За 60 лет совместной жизни супруги Павлович делили на двоих и радости, и горе. Выстояли – плечом к плечу, одолели болезни, смерть близких людей. Похоронили родителей, братьев и сестёр, потеряли трёх сыновей. Но всем испытаниям вопреки не озлобились, сохранили любовь и уважение друг к другу.
«Ссоримся ли мы? Конечно, бывает, – улыбается Тамара Карповна. – Просто стараемся уступать друг другу. Ещё в молодости, когда я в суде заседала, мне старшие коллеги говорили: «У тебя должен быть муж, а у детей – отец. И никому его не отдавай!» Я этому совету всю жизнь следую».
На вопрос, кто в семье главный, Тамара Карповна уверенно заявляет: «Конечно, я!» Николай Григорьевич пальму первенства супруге охотно уступает. У него своих забот по дому полно: он на все руки мастер, до сих пор уверенно водит «Жигули» 6-й модели.
«Семья прежде всего: этому меня научили мама и отец, – признаётся Сергей Павлович. – Я уже 33 года в браке, женат один раз и навсегда. Для нас с супругой Ириной главное – семейные ценности».
Семейные ценности – это и есть главные бриллианты, сокровища семьи Павлович.
«Я счастлива, потому что у нас хорошая семья, – говорит Тамара Карповна. – Дети, внуки, правнуки – ради этого живём».