После введения административной ответственности за распространение фейков о действиях Вооруженных сил РФ и призывы к введению санкций в отношении России китайская социальная сеть TikTok заявила, что прекратит распространение нового контента в РФ и прямые эфиры.
Изначально шли слухи о том, что компания планирует разобраться с модерацией контента, но теперь TikTok заявил о сокращении сотрудников в России. В Москве остались только 10 человек, которых также могут релоцировать.
По всей видимости, TikTok к нам больше не вернется, но тренд на короткие видео никуда не ушел. Где их размещать?
ВК Клипы
Еще в марте 2022 года ВКонтакте установила новый рекорд активности в «Клипах» – 715 млн просмотров в сутки, а к концу года этот показатель приблизился к 750 миллионам.
За уходящий год пользователи опубликовали более 20 миллионов клипов, и всего было опубликовано 30 млн клипов за время работы сервиса.
В итогах года для «ВК Клипов» также отмечено, что самыми популярными хештегами стали #юмор, #котики и #любовь.
Yappy
В ноябре 2021 года холдинг «Газпром-медиа» запустил платформу Yappy, разработанную на базе купленного холдингом в 2020-м году приложения «Я молодец».
В марте в компании сообщили, что в соцсеть загрузили 500 тысяч видео, а в июне заявили о достижении ежемесячной аудитории в 4 миллиона пользователей.
На сайте Yappy можно увидеть блогеров, которых привлекли на платформу. Очевидной становится разница в аудитории: если в TikTok у Рахима Абрамова 13,9 млн подписчиков, то в Yappy – только 4,1 тысячи. Роман Каграманов может похвастаться аудиторией в 13 тысяч человек – что сильно меньше 7,2 млн в TikTok. У Карамбэйби – 14,3 млн в китайской соцсети против 4,4 тысяч в аналоге от «Газпром-медиа».
Пока неясно, как бизнес может использовать эту соцсеть. Но уход TikTok может подтолкнуть Yappy к популярности.
Likee
В 2019 году китайская корпорация YY назвала Россию одним из ключевых рынков для развития сервиса Likee, еще одного аналога TikTok.
Медиаплатформа работает с 2017 года. В 2019 году ежемесячная аудитория превысила 80 млн пользователей. В 2020 году Likee попало на третье место в топе самых скачиваемых приложений, лидерство тогда было за TikTok, а на втором месте был Telegram.
Likee на фоне запрета TikTok на публикацию видео, напротив, развернула активность. Летом в одном из российских Android-магазинов появилось приложение Likee. Позже были проекты с «Бургер Кинг», «Магнитом» и Holy Corn.
Среднее число пользователей в месяц по итогам третьего квартала 2022 года составило 50,6 млн. Но количество пользователей в России платформа не раскрывает.
Дзен Видео
В 2017 году «Яндекс» запустил платформу «Дзен», на которой авторы могут зарабатывать, а читатели – находить статьи по интересам. Осенью 2022 года «Яндекс» продал платформу VK. Интерфейс и монетизация остались прежними.
В 2021 году в приложении «Дзен» появилась функция записи и редактирования коротких видео. Количество видеороликов, просмотров и пользователей, создающих видео в Дзене, неизвестны. Но по итогам 2021 года «Дзеном» ежедневно пользовались 22,3 млн человек.
Иван Сычев, руководитель проектов digital-агентства «Интериум»