Что такое медиапсихология? В каких бы контекстах мы не сталкивались с этим термином, дать строгое определение достаточно сложно. Слово «медиа» отсылает нас к обширнейшей области информации, и понять, как в этом участвует психология, обычный пользователь может разве что интуитивно.
Многие ассоциируют медиа исключительно со средствами массовой информации и информационными технологиями, тогда как для медиапсихологии «медиа» означает посредничество в коммуникации. Посредником при этом могут быть как новейшие диджитал-системы, так и традиционные печатные СМИ.
Сам термин появился относительно недавно. В 2001 году в Германии издавался «Журнал медиапсихологии». Первым переведённым на русский язык научным трудом стала работа П. Винтерхоффа-Шпурка «Медиапсихология. Основные принципы». Однако интерес к исследованию воздействия коммуникационных технологий на человека и общество возник у психологов и социологов ещё в начале прошлого века.
Медиапсихологи выявляют потенциально позитивное и негативное влияние технологий на общество и конкретного человека. Цель медиапсихологов — продвигать практику безопасного и продуктивного взаимодействия с медиа, как для рядовых пользователей, так и для создателей медиапространств.
Культура общения посредством медиа отличается от культуры вербального и физического общения. В мессенджерах и социальных сетях, новостных лентах и подкастах мы общаемся не напрямую с собеседником, а опосредованно — между нами стоит средство коммуникации. Однако испытываемые нами эмоции могут быть такими же сильными, как при живом общении.
Простыми словами, медиапсихология — это о том, как средства коммуникации влияют на нас, а мы на них. В первом случае, мы получаем эмоции, информацию и общение, а во втором создаём статистику и перманентно тестируем механизмы социальных сетей.