Найти в Дзене
Кофе с Кандинским

Краски Сарьяна

Рубрику "Слово и образ" продолжает стихотворение Леонида Вышеславского, посвященное удивительному колориту полотен Мартироса Сарьяна.

Эффектный и ярко выразительный колорит произведений Мартироса Сарьяна навевает поэтические строки - сколько в этих картинах солнца, света, какого-то радостного чувства жизни. В суровые российские зимы таких красок и, главное, такого мироощущения очень не хватает. Одна из главных тем в творчестве этого мастера - изображение Армении, многие из тех, кто никогда не бывал в этой стране, представляют ее по полотнам Сарьяна (я именно так и представляю). Замечательный поэт Леонид Вышеславский писал о его картинах армянской серии:

КРАСКИ САРЬЯНА

Невиданно цветастыми,
неслыханно багряными
в степенных залах выставки
висят холсты Сарьяновы.

Таких цветов неистовых
не знал я от рождения.
Смотреть на краски странные
нельзя без удивления.

Лазурь вот эта — выдумка,
снег на лазури — вымысел.
Немыслимую невидаль
художник людям вывесил!..

Уже далёко выставка,
пред нами горы близкие,
мы едем по Армении
дорогою тбилисскою.

Здесь краски высшей яркости
не знают разбавления.
Мир в эти краски красился
в начале сотворения.

Лазурь вот эта — выдумка,
снег на лазури — вымысел,
извечный гений творчества
в себе те краски выносил!

И я узнал доподлинно
художника умение
не в чинных залах выставки,
а здесь, в горах Армении!

Любопытно, что Сарьян начинал вместе с символистами на выставках "Голубая роза" - его впечатляюще яркие работы совершенно не вяжутся с томительно грустными и загадочными полотнами Павла Кузнецов, Петра Уткина и других, ориентировавшихся на произведения Виктора Борисова-Мусатова. Все же Сарьян совсем другой, не зря его сравнивают с фовистами, их буйные цветовые сочетания представляются очень близкими русско-армянскому живописцу. Но то, что для французов было смелой фантазией, для Сарьяна являлось реальностью, его яркие краски выросли из родной природы.