Найти в Дзене
Правила жизни

Загадки русского искусства: что скрывают сказочные картины Виктора Васнецова

Оглавление

Художники на протяжении веков играли роль своеобразных агентов, с помощью языка искусства зашифровывавших послания обществу и будущим поколениям. Разбираемся, какие смыслы несут в себе сюжеты и детали на картинах главного русского художник-сказочника Виктора Васнецова.

В конце XIX века в России постепенно сформировался «русский», или «неорусский» стиль. В живописи его основоположником считать Виктора Васнецова, написавшего знакомые нам с детства картины на фольклорные сюжеты. Он считал, что основная цель художника — «искание Руси», подлинно русского миропонимания, и взял на себя роль первопроходца.

В 1880-е годы Виктору Васнецову пришла идея написать серию полотен по сказочным сюжетам, так появилась «Поэма семи сказок», объединившая «Спящую царевну», «Царевну Несмеяну», «Кощея Бессмертного», «Бабу-ягу», «Царевну-лягушку», «Ковер-самолет» и «Сивку-Бурку». Работа над серией продолжалась двадцать пять лет — с 1901 по 1926 год. Какие смыслы заложил художник в сюжеты на полотнах, и почему их так непросто расшифровать?

«Царевна Несмеяна». 1916 год

-2

Посмотрите на картину «Царевна Несмеяна». Знали ли вы, что над женихами на сводах терема помещены образы, осуждающие их алчность и стяжательство? Слева на стене изображен сюжет «Прение живота со смертью», у основания левой распалубки — «Повесть о Варлааме и Иоасафе», иллюстрации из «Шестоднева Иоанна экзарха Болгарского» и т. д. Герои этих сюжетов, прельстившись богатством и удовольствием, теряли спасение и погибали. Настенная роспись справа, напротив, восхваляет святость: над окном художник поместил распространенный сюжет «Душа чистая» и рядом на правой распалубке — стилизованное растение и птицу как символы рая.

«Царевна-лягушка». 1918 год

-3

А вот картину «Царевна-лягушка» можно толковать как реакцию Васнецова на внутриполитические события. Художник изобразил на заднем плане деревенский хоровод и убранное поле со снопами. Виктор Михайлович провел детские годы в небольшом селе Рябово Вятской губернии, любил традиции народной жизни и остро переживал разрушение русской деревни, вызванное социализацией земли в рамках земельных реформ советской власти 1917–1919 годов.

«Баба-яга». 1917 год

-4

Картина «Баба-яга» не упоминается в письмах художника и его современников. Но можно предположить, что она связана с переживаниями о судьбе одного из сыновей Васнецова, поскольку изображает мотив «унесенного» страшной силой ребенка. Михаил Викторович был преподавателем в летной школе Белой армии в Киеве. Спасаясь от Красной армии, он отправил свою жену и сына Витю в дом Виктора Михайловича, а сам был вынужден в 1920 году вместе со своей частью эмигрировать. Семья не знала о судьбе Михаила вплоть до 1922 года, когда он смог отправить первое письмо в отчий дом.

Задумывались ли вы когда-то об этих деталях? Какие мысли приходят вам, когда вы рассматриваете картины Васнецова?