Найти в Дзене
DM_812

Борьба за Арктику набиает обороты. СМП. Инфраструктура. Технологии. Энергетика и полезные ископаемые.

Тема СМП (*Северного Морского пути) довольно часто мелькает в российских СМИ последние несколько лет. Нацеленность на развитие этого маршрута вполне очевидна. Однако западные источники лишь относительно недавно стали уделять этой теме внимание. Словно неверие в способности России реализовать столь сложные проекты сменилось осознанием "упущенного момента".

Для понимания масштабов ледокольного флота. По их количеству с большим отрывом лидирует Россия (37 действующих ледоколов), затем идут Швеция и Финляндия (по 7 ледоколов), Канада (6 судов), США (5 судов) и Дания (4 ледокола). Но здесь важно отметить, что наши судоверфи прямо сейчас реализуют сразу несколько амбициозных и очень масштабных проектов.
Для понимания масштабов ледокольного флота. По их количеству с большим отрывом лидирует Россия (37 действующих ледоколов), затем идут Швеция и Финляндия (по 7 ледоколов), Канада (6 судов), США (5 судов) и Дания (4 ледокола). Но здесь важно отметить, что наши судоверфи прямо сейчас реализуют сразу несколько амбициозных и очень масштабных проектов.

Обозреватель Politico вышел на днях с очередным материалом под заголовком: "Битва за Арктику продолжается. А США уже позади". Статья начинается рассказом об инциденте, который случился в начале года. Шпицберген, Норвегия. В январе, когда был поврежден подводный телекоммуникационный кабель, соединяющий этот арктический архипелаг с материковой Норвегией и остальной Европой, норвежские официальные лица вызвали в порт единственное рыболовное судно находящееся поблизости — российский траулер. Полиция северного города Тромсё опросила экипаж и провела расследование инцидента, который был расценен, как серьезная угроза безопасности Норвегии и других стран, включая Соединенные Штаты. Ведь если бы не резервный кабель, из-за повреждения был бы отключен интернет от крупнейшего в мире спутникового ретранслятора, который соединяет Национальное управление океанических и атмосферных исследований (NOAA), НАСА и другие правительственные учреждения со всего мира с космосом в режиме реального времени.

Архипелаг Шпицберген делят между собой Россия и Норвегия. Это самый посещаемый из арктических островов архипелаг, где снимают большинство фильмов об Арктике. Что касается Баренцево моря, то оно является одним из богатейших по запасам промысловых видов рыб. Значительная часть этих районов расположены в исключительной экономической зоне России.
Архипелаг Шпицберген делят между собой Россия и Норвегия. Это самый посещаемый из арктических островов архипелаг, где снимают большинство фильмов об Арктике. Что касается Баренцево моря, то оно является одним из богатейших по запасам промысловых видов рыб. Значительная часть этих районов расположены в исключительной экономической зоне России.

Доказательств причастности к инциденту российских рыбаков тогда обнаружено не было. И хотя местные власти и (скорее) "Западные партнёры" не сомневаются в причастности рыбаков к "диверсии". Инцидент был исчерпан, а повреждения устранены.
Сегодня, когда активность Российской Федерации в арктической зоне становится всё очевидней, а первые караваны судов, включая и рыболовные, используют этот маршрут. На Западе, кажется, начинают понимать, что упустили кое-что важное.

Основная часть маршрута. Есть ещё более короткая. Но она пока доступна только в летние месяцы.
Основная часть маршрута. Есть ещё более короткая. Но она пока доступна только в летние месяцы.

И хотя текущие публикации изо всех сил стараются делать акцент на военном аспекте присутствия нашей страны в Арктике. В меньшей степени на теме угрозы окружающей среды и влияния на хрупкую арктическую экосистему.
В частности активности российский АПЛ в той зоне, откуда время подлёта сами понимаете чего (случись что) минимально, а отследить местонахождение подводного ракетоносителя довольно сложно.
На самом же деле эта история несколько про другое. И вовсе не военная составляющая играет здесь ключевую роль. Разве, что в части оборонительной, охранной. Что, впрочем, тоже важно.

В этом репортаже я лишь в общих чертах обозначу основные, важные аспекты, связанные с СМП и освоением севера.

Расширяя возможности доставки груза в северные порты - это способствует развитию самих территорий и более комфортным условиям проживания для местного населения.
Расширяя возможности доставки груза в северные порты - это способствует развитию самих территорий и более комфортным условиям проживания для местного населения.

Логистика.
Это основное направление. Позволяющее существенно сократить время доставки грузов с восточного берега материка на Запад. Не важно, идёт ли речь о переброске грузов между Российскими портами, либо о международном коридоре. Но тот факт, что целая группа стран, для которых международные контейнерные перевозки играют ключевую роль в экономике, не только следят, но и стремятся участвовать в этом проекте - говорит сам за себя.
Суэцкий маршрут давно уже перегружен. Есть вполне серьёзные риски. В том числе и пиратство. Впрочем, главное — это затраты. Время и деньги – два ключевых фактора и оба на стороне российского маршрута. Для его надёжного функционирования строится современный ледокольный флот. Который уже сейчас включает несколько единиц уникальных судов, работающих на маршрутах.

Арктика богата месторождениям. Прежде всего, природного газа.
Арктика богата месторождениям. Прежде всего, природного газа.

Добыча полезных ископаемых.
В первую очередь нефть и газ. Очевидно, что несмотря на все заверения "
зелёных" о скором конце ископаемого топлива - этого не произойдёт на веку всех ныне живущих поколений. И потому освоение месторождений является важной стратегической задачей. В том числе и с точки зрения суверенитета страны.
Одно дело обладать запасами, другое иметь возможность эти запасы добывать. Здесь важно отметить, что опыт освоения сложных месторождений позитивно влияет на имидж добывающих компаний, позволяя им входить в другие международные проекты по добыче ископаемого сырья в самых разных странах. В том числе и Персидского залива.
Такие проекты активно реализуются прямо сейчас. С учётом мировых тенденций топливо вероятнее всего «потечёт» в другие страны. Где в свою очередь, потребуется создание своей портовой инфраструктуры.

Любой порт - это и инфраструктура. Любая инфраструктура в условиях Арктики - это более сложные технологии. Обладая компетенцией реализации сложных проектов в условиях Арктики, строительство портовой инфраструктуры в любой точке мира становится менее сложной задачей.
Любой порт - это и инфраструктура. Любая инфраструктура в условиях Арктики - это более сложные технологии. Обладая компетенцией реализации сложных проектов в условиях Арктики, строительство портовой инфраструктуры в любой точке мира становится менее сложной задачей.

Инфраструктура и компетенции.
Эти два фактора сложно разделить друг от друга. Добывать ресурсы - дело хорошее, но что с ними делать дальше? Для стабильной отгрузки создаётся соответствующая инфраструктура.
Достаточно упомянуть о том, что в Мурманской области был создан "
завод по строительству заводов". Где практически целиком создаются новые СПГ терминалы.
Получая опыт реализации подобных проектов в столь сложных климатических условиях, страна обретает и компетенции, коих нет ни у одной другой страны мира. Следовательно реализация любых энергетических проектов в любой точке мира становится посильной задачей. (
это вам не айфоны или Теслы штамповать).
Другие деньги, другая роль, другое значение.

Важной особенностью проектов новых заполярных городов является - яркий дизайн и сочетание нескольких цветов.
Важной особенностью проектов новых заполярных городов является - яркий дизайн и сочетание нескольких цветов.

Сюда же стоит отнести и инфраструктурное развитие в более широком смысле. В текущий момент при упоминании СМП звучит совсем немного названий населённых пунктов. Однако проект подразумевает развитие гораздо больших территорий. Ключевые порты помимо крайних точек маршрута: Сабетта, Диксон, Тикси, Певек. Но, это лишь основные «хабы». Территория рядом с ними тоже получит свой импульс к развитию. Например северные районы Енисея (Дудинка, Игарка), Лены, Яны, Оби.

Я лично бывал и в Игарке, и Дудинке, и в Норильске, и в Туруханске. Знаю, что такое "Северный завоз", что  такое "зимник" и в целом о быте местного населения. Игарка, кстати, в прошлом довольно развитый город и мощный лесной хаб. Сегодня это контраст из обветшалого жилья и жизнерадостного, а главное очень отзывчивого местного населения.
Я лично бывал и в Игарке, и Дудинке, и в Норильске, и в Туруханске. Знаю, что такое "Северный завоз", что такое "зимник" и в целом о быте местного населения. Игарка, кстати, в прошлом довольно развитый город и мощный лесной хаб. Сегодня это контраст из обветшалого жилья и жизнерадостного, а главное очень отзывчивого местного населения.

Северный завоз.
Одна из главных проблем освоения северных территорий, да и просто существования там в текущий момент - оторванность от большой земли, как следствие дефицит товаров. За короткое лето вереницы судов спешат завести необходимый провиант и другие товары. Что-то привозят используя "зимники" в холодное время. Всё это удорожает конечную стоимость товара, некоторые позиции, привычные жителю "
большой земли", являются дефицитом. (Помидорки по 500 рублей за кило, как вам?)
Круглогодичный завоз в северные порты позволит, если и не решить эту проблему полностью, то заметно улучшить ситуацию.

Уникальная в своём роде плавучая атомная электростанция. Построена "Росатомом" и в настоящее время обеспечивает бесперебойной электроэнергией северный порт Певек. Подобная технология является наиболее экономически выгодной и экологичной.
Уникальная в своём роде плавучая атомная электростанция. Построена "Росатомом" и в настоящее время обеспечивает бесперебойной электроэнергией северный порт Певек. Подобная технология является наиболее экономически выгодной и экологичной.

Вопросы энергетики.
Один из ключевых для арктических регионов. Но, как показал опыт последних месяцев, может быть актуальным и для вполне благополучных стран.
Реализуя энергетические проекты в столь сложных условиях, Россия не только создаёт условия для жизни и развития территорий. Но и обретает уникальный опыт для помощи в развитии и освоении других регионов мира. Например, Африки или Южной Америки. Где вопросы дефицита энергии является одним из ключевых факторов тормозящих развитие и освоения их территорий.

При наличии желания и кругленькой суммы денег, можно совершить туристическое путешествие на таком судне к удивительным местам Арктики. Именно наша часть считается наиболее интересной и перспективной с точки зрения развития полярного туризма.
При наличии желания и кругленькой суммы денег, можно совершить туристическое путешествие на таком судне к удивительным местам Арктики. Именно наша часть считается наиболее интересной и перспективной с точки зрения развития полярного туризма.

Совершенно очевидно, что реализация проекта СМП — это не только про короткий путь из Азии в Европу. Развитие инфраструктуры даст толчок и для других направлений. Например: арктического туризма. Уже сейчас подобная опция существует на туристическом рынке, но стоимость её довольно высока (в среднем около 500 000 рублей за возможность пройти небольшую часть маршрута в районе Диксона). Впрочем, несмотря на это желающих и готовых заплатить такие деньги довольно много. Правда, в основном из других стран.
Безусловно, по мере освоения территорий, получат развитие и другие сферы. Связанные с технологиями, тяжёлой, лёгкой промышленностью, машиностроения и тд. А северные регионы смогут, наконец, изменить вектор развития с постепенного отмирания в сторону развития.
И этот процесс, в которой вовлечены предприятия по всей стране - уже происходит.

Хотя Северный Морской Путь — это далеко не единственный логистический проект, который Россия самостоятельно или в кооперации с другими странами реализует сейчас. Важность его состоит в том, что это более масштабно и многогранно, чем просто «дорога».
Отставание американцев в освоении Арктики уже признано. Но вот до истинных масштабов осознания отрыва пока недотягивают!
Отставание американцев в освоении Арктики уже признано. Но вот до истинных масштабов осознания отрыва пока недотягивают!

Что касается части заголовка в издании Politico: "США уже позади", - боюсь в этом вопросе наши заокеанские "друзья" отстали безнадёжно. Без каких-либо видимых шансов наверстать этот технологический отрыв. Хотя бы потому, что у американцев просто нет возможности развивать эти компетенции. Ведь северные районы материка Северная Америка - непригодны для проводки крупнотоннажных судов.
На этот счёт есть устойчивое мнение, что вся эпопея с «
соседним государством» была создана в том числе и с целью предотвратить развитие страны в северном направлении. Увы. Не получилось!

Спасибо всем, кто дочитал до конца! В будущем я планирую не раз ещё возвращаться к данной теме и если вам интересно получить ответ на какой-то конкретный вопрос. Больше узнать о том или ином направлении или месте, связанном с СМП - пишите в комментах!
И…жмите "палец вверх" во славу наших покорителей Арктики! Подписывайтесь, если впервые здесь!

Дмитрий Матвеев || DM_812
В ВК vk.com/dm_812