В начале недели работал с 7–8–классиками. Проводил мастер-класс по финансовой грамотности. Помимо меня работали другие педагоги с другими МК. Процесс был такой:
приходит два класса — классы делятся на подгруппы — получается четыре подгруппы — дальше подгруппы переходят с одного МК на другой (подряд, без перерывов)
Получается, что один педагог работает два часа без передыху. Одна группа уходит, другая приходит. У тебя есть пять минут, чтобы подготовить рабочие места, сделать глоток воды и снова начать вещать.
Тяжело. Нужно выдавать материал, ставить дисциплину, находить подход к разным детям. Кто-то легко контачит с педагогом, кому-то нужно время «привыкнуть». Кто-то слышал про бюджетирование, а кто-то при слове «акции» вспоминает Пятёрочку.
И так — четыре раза подряд. И на следующий день — то же. Быстро сориентироваться, собраться; сделать так, чтобы ребёнок (хотя бы один) ушёл с мыслью (хотя бы одной).
А теперь представим обычную школу. Уже больно, да? Один учитель, тридцать детей. И таких — семь уроков. Пять дней в неделю. Ещё больнее, верно?
Конечно, дополнительное образование отличается от основного. Но вывод, к которому я пришёл, применим в обеих подсистемах. Очевидно и незамысловато сформулирую:
педагогу нужен педагог.
Это значит, что эффективнее работать в паре. То есть на один класс, на одну группу — два специалиста. Основных, которые здесь и сейчас взаимодействуют с детьми.
У них может быть чёткое распределение ролей. Например, один готовит материал, копается в индивидуальных маршрутах, подбирает дополнительные задания. Второй — гнёт основную линию и работает по программе.
Или роли могут перетекать. Сегодня так, а завтра — давай поменяемся.
Что тогда будет:
- Меньше выгоревших молодых, ахеревших от объёма работа и ушедших в СММ.
- Меньше закостенелых, что только и знают, «как правильно».
- Больше индивидуализации.
- Повышение качества образования.
- Повышение доступности образования.
Конечно, нужны кадры. Как привлекать? Работать в инфополе, привлекать знающих спецов (сммщиков, хаха) и делать профессию престижной. Чтобы в образовании было больше очевидных денег и комфорта. Здесь это есть, правда. Просто у нас плохо умеют в государственный маркетинг.
И ещё нужна системная профориентация. Кадры нужно растить. Их нужно воспитывать.
Это очень простой шаг, который повлечёт много изменений. Как думаете, каких?