Найти тему
DAITOGRAM

Будо vs Будзюцу - в чем разница?

Японские боевые искусства делятся на две отдельные и очень разные категории: Будзюцу и Будо. Будзюцу является старшим из двух и в буквальном смысле является «боевыми искусствами» Японии с целью абсолютно эффективного применения боевых техник в бою. Будо является младшей из двух категорий, и традиционно нет формы искусства будо без прородителя будзюцу. Будо - это буквально "военные пути" японских боевых искусств. Будо или боевые пути, в отличие от будзюцу, гораздо меньше связаны с практическим и реалистичным применением техник в современную эпоху, но гораздо больше сосредоточены на совершенстве моральной составляющей учеников. По сути, цель состоит в том, чтобы перевести то, чему ученик учится в додзё, и применить это в повседневной жизни. Одно известное заявление мастера каратэ Сэнсэя Гичин Фунакоси четко суммирует идеал будо: «Конечная цель каратэ заключается не в победе или поражении, а в совершенстве характера его участников».

Гичин Фунакоси: «Конечная цель каратэ заключается не в победе или поражении, а в совершенстве характера его участников».

Известный историк боевых искусств Донн Дрейгер хорошо описал этот момент: «Будо заботится о самосовершенствовании, а Будзюцу занимается самозащитой». В какой-то степени это упрощает различия в подходе, но явно разделяет эти две категории. Слишком часто японские боевые искусства объединяются в одно целое, но всем тем, кто заинтересован в изучении боевых искусств, и всем тем, кто в настоящее время изучает боевые искусства, должно быть ясно, что существует четкое и критическое различие между будзюцу и будо. Идеальное обучение в истинном Будо на философском и физическом уровне заставляет студента ежедневно противостоять себе в додзё, противостояние между ним и ментальным образом того, кем он себя считает - восприятием и реальностью. Интенсивная тренировка, или сюгё, заставляет студента заглянуть внутрь и найти глубину себя, о которой он не знал - с целью стать лучшим, кем можно стать в повседневной жизни. На техническом уровне будо очень часто занимается эстетикой техники, то есть тем, насколько «хорошо» она выглядит, а не насколько она эффективна.

Будзюцу имеет свое собственное сюгё (интенсивная тренировка), но цель ни в коем случае не в совершенстве характера, а в том, чтобы подготовить воина к возможности и реальности боя в реальной жизни с правильной техникой - разницей между жизнью и смертью. Цель будзюцу - просто выжить и добиться успеха в реальных столкновениях. Современным примером может быть морской пехотинец. Современный солдат не учится использовать АК-47 для совершенства характера, они учатся использовать свое оружие (оружия) для боя - так подходит к тренировкам в классическом будзюцу.

Большинство искусств будо и будзюцу четко идентифицируются по их именам. Искусство будзюцу обычно заканчивается суффиксом "дзюцу" или "джитсу". Некоторые примеры: джиу-джитсу/дзюдзюцу, кэндзюцу, айкидзюцу, каратэ-джитсу и так далее. Искусство будо - это потомки искусств будзюцу, которые заканчиваются суффиксом "до" (что означает "путь" или "путь"). Формы искусства будо, упомянутые ранее, будут: дзюдо, кэндо, айкидо и каратэ-до.

В последние несколько десятилетий большая часть будо сосредоточилась на спорте и соревнованиях как на средстве самосвержения. Это привело не только к нереалистичному применению техники, но и к деградации «идеального» подхода к будо. Формы будо, которые подчеркивают конкуренцию, сосредоточены на набранных очках, и многие из старых (более эффективных и опасных) методов запрещены из-за правил и положений. Это ограничивает студента с точки зрения фактической самообороны, где нет руководящих принципов конкуренции. Хуже того, роль традиционного сэнсэя или учителя заменяется ролью "тренер". Затем эти сенсеи/тренеры начинают подчеркивать, что будо и конкуренция - это победа в трофеях для себя и своих школ - акцент становится гораздо больше на победе над другой командой. Это не соответствует традиционному идеалу будо, в котором единственным соревнованием было соревнование с самим собой. Это резко отличается от раннего акцента Мастера Фунакоси на совершенствовании себя, а не на победу или поражение. Многие современные школы и будо утверждают, что они все еще следуют традиционному или идеальному пути, на котором совершенство себя является целью - но действия говорят громче слов - чаще, чем в этих школах, можно найти дискуссию гораздо больше об успешной турнирной стратегии, а не о самосовершенстве. Студенты, которые получают наибольшее количество инструкций, - это те, кто приносит трофеи обратно, чтобы показать их на переднем окне своей школы. Эти искусства превратились в «военно вдохновленные искусства» и больше не являются настоящим будо или будзюцу.