У меня шестилетний опыт отцовства. Если оглядеться в прошлое, то время полетело очень быстро. Но если начинать вспоминать отдельные эпизоды моего отцовства, разные случаи, свои переживания, то мыслей накопится на целую книгу. И в этой книге причудливо сольются роли отца и мужа в своих взлетах и неудачах. Будут туманные грустные дни и искрящиеся солнечные праздники. Сейчас даже трудно предположить, каких дней было больше...
Но начнём с того, что я счастлив. Счастлив быть отцом двух очень разных малышей. Разница меду ними - год и три месяца. И за эти шесть лет я был разным отцом. Это как-будто совершенно незнакомые друг с другом люди.
Изначально в моей голове существовала установка, что идеальный отец - это заботливый, добрый, сильный и... Не просто умеющий терпеть трудности, а ещё не показывающий свои слабость и усталость близким. С рождением второго ребёнка эта стратегия начала показывать свою несостоятельность. К этому времени мой отцовский стаж был около 1,5 лет. И этого было достаточно для того, чтобы спокойно купать детей, кормить их, играть с каждым, укачивать и пеленать. То есть навыки сформированы, местами даже автоматизированы. Но катастрофически кончался эмоциональный ресурс. Однажды я представил себя в виде песочных часов, в которых тонкой струйкой высыпалась вниз моя энергия и силы. В моем лексиконе начали появляться такие слова и выражения : я устал, задолбался и т.д. Временами я сам себе напоминал заброшенный дом, который своими стенами еле выдерживает съехавшую напрочь крышу.
Но старая установка жила. Она напоминала каждый раз, что папа - сильный. Папа - может. Папа - знает. Папа выдержит всю тяжесть даже на последнем ржавом гвозде. И преодолевая усталость, злость и раздражение, давно забыв, как строить аккорд ля-минор на гитаре, папа топает в ванну купать детей, на кухню - разогревать кашу, в комнату - подстраховать психующую жену. И сколько папа демонстрировал терпения, которому мог позавидовать любой верблюд, навьюченный тюками из забот, хлопот, платежей и работ. В этой пустыне папе-верблюду виделись только миражи прошлой беззаботной жизни. Они растворялись в будничном зное, утекая меж пальцев, как тот песок в пустыне, или в песочных часах.
Я не помню, когда это случилось впервые. Наверное, стоило бы запомнить. Это мой первый срыв. И не важно, из-за чего он произошёл. Когда и при каких условиях. Важно то, что он разрушил старые установки. Разметал их, как порыв осеннего ветра ворох прошлогодних газет. В состоянии вселенского психа я не мог быть интересным и сильным, способным и добрым. Остатки сил испарялись в булькающем борще на плите.
Но папа может все, что угодно. Папа может сказать, что он устал. Папа может отказаться делать то, что не хочет. Папа может заняться тем, что ему нравится. Папе нужно перевернуть песочные часы - наполнить себя жизнью и эмоциями. Тогда он - папа - интересный и веселый друг.
Какие основные правила я для себя выработал:
- Выделять время только для себя, наедине с собой или с друзьями;
- Заниматься любимым делом, хобби. Регулярно, а не от случая к случаю;
- Ходить с женой на свидания. БЕЗ ДЕТЕЙ!!
- Обсуждать те моменты, которые приводят к напряжению и выгоранию;
- Обозначать и беречь свои личные границы;
- Прислушиваться к себе, своим эмоциям, своему телу;
- Обращать за помощью к психологу не в тот момент, когда ресурса нет вообще, а при первых признаках накопившейся усталости и напряжения.
Есть одно упражнение, которое мне очень помогло в своё время, очень простое и приятное: в течение месяца ежедневно выделять 30-45 минут и делать для себя что-нибудь приятное. Не важно, что именно. Главное, чтобы не повторяться и делать для себя 30 уникальных приятностей в месяц.
Автор: Шкатов Александр Сергеевич
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru