Найти в Дзене

«Уэнсдэй»: ностальгия и постмодернизм в новой мрачной сказке Тима Бёртона

«Все посмотрели, и я посмотрел» - как говорится.

Всем привет! С вами – «Книжная лавка Хеллы»: место, где всегда помогут подобрать книгу и фильм на вечер, с которыми точно не стыдно будет провести время 🦉📚🌛

"Уэнсдэй" Тима Бёртона - официальный постер. Фото из открытых источников
"Уэнсдэй" Тима Бёртона - официальный постер. Фото из открытых источников

Семейка Аддамс появилась в моей жизни примерно лет в семь-восемь, когда по телевизору впервые начали показывать тот прекрасный, чёрно-белый сериал. По тем временам, мне мало что запомнилось из сюжета, кроме красоты Мортиши))

Для меня именно эти, первые Мортиша и Гомес - навсегда остались самыми лучшими. "Семейка Аддамс", 1964г. Фото из свободных источников
Для меня именно эти, первые Мортиша и Гомес - навсегда остались самыми лучшими. "Семейка Аддамс", 1964г. Фото из свободных источников

Однако уже тогда, я, каким-то детским умом, понимала, что Аддамсы – семья очень дружная и благовоспитанная. А то, что они из себя представляют, по сути, набор потусторонних инфернальных существ – придавало им, в моих глазах, только ещё большее очарование.

Фильмы Зонненфельда о приключениях Аддамсов – я увидела, лишь когда мне исполнилось двенадцать – они, впрочем, как раз-таки особого энтузиазма у меня никогда не вызывали. Недавние полнометражные мультфильмы, как по мне, получились гораздо более приближенными к тому, что изначально в своих графических иллюстрациях рисовал сам Чарльз Аддамс.

Версия Барри Зонненфельда, хоть и была по-своему хороша, но всё равно не вызвала таких эмоций, как первая версия сериала. Постер "Семейки Аддамс" 1990г. Фото из свободных источников
Версия Барри Зонненфельда, хоть и была по-своему хороша, но всё равно не вызвала таких эмоций, как первая версия сериала. Постер "Семейки Аддамс" 1990г. Фото из свободных источников

Ну, а в последний месяц, весь интернет только и пестрит, что «вирусным» видео танца Дженны Ортега, да Кинопоиск не перестаёт восхвалять рекорды этого сериала. Честно говоря, я бы не стала смотреть этот фильм раньше, чем уляжется шумиха в медиа – но факт того, что сериал ставил сам Тим Бёртон – заставил-таки меня развернуться в сторону «Уэнсдэй».

Скажу честно – села смотреть вечером, а закончила я все восемь эпизодов только в четыре утра)) Мне очень понравилось, вот серьёзно: это то самое кино, которого так долго не хватало. Оно и волшебством пронизано, и остроумно, и визуально выполнено просто на высочайшем уровне. Прекрасная альтернатива Гарри Поттеру, которого, как мы знаем – нам в этом году не покажут по ТВ ☹

По-моему, уже только ленивый так не потанцевал. Знаменитый танец, который актриса Дженна Ортега придумала и поставила самостоятельно. Фото из свободных источников
По-моему, уже только ленивый так не потанцевал. Знаменитый танец, который актриса Дженна Ортега придумала и поставила самостоятельно. Фото из свободных источников

Видно, что делали сериал с большой любовью к персонажам, и с уважением к первоисточнику: характеры героев сохранены, но при этом, в сюжет вводится та бескомпромиссная условность современного постмодернизма, которая и делает нынешние ретеллинги классических историй настолько привлекательными.

В «Уэнсдей» огромное количество отсылок как к ранним работам самого Бёртона, включая «Сонную лощину» и «Бэтмен навсегда» – так и к самым популярным кинофраншизам последнего десятилетия. К примеру, тот же синий фольксваген-«жук» преподавательницы по травологии (её, кстати, играет Кристина Риччи – первая голливудская Уэнсдей) – это явная отсылка к машине семейства Уизли из Гарри Поттера, да-да, той самой, что умела летать и имела своенравный характер.

Даже цвет волос Кристины Риччи в этом сериале отсылает нас к добрейшей матушке семейства Уизли, всегда готовой поддержать и поделиться с героями своим материнским теплом. Кадр из сериала "Уэнсдэй". Фото из свободных источников
Даже цвет волос Кристины Риччи в этом сериале отсылает нас к добрейшей матушке семейства Уизли, всегда готовой поддержать и поделиться с героями своим материнским теплом. Кадр из сериала "Уэнсдэй". Фото из свободных источников
Сцена на уроке волшебных растений между Ксавье и Уэнсдей – до боли напоминает аналогичную сцену в «Людях Икс» Брайана Сингера – только вместо розы изо льда, здесь – нарисованный и оживший паук. Даже костюм Уэнсдей с гонок на байдарках – почти точная копия того, какой носила Мишель Пфайффер в образе Женщины-Кошки во втором фильме Бёртона о Бэтмене. А есть ещё пираньи, «Джиперс-Криперс», и – самый большой фильм ужасов персонально для главной героини – «Блондинка в законе».

При этом Бёртон обладает достаточным количеством самоиронии, чтобы грамотно «разбросать» все «пасхалки» по фильму, но не вызвать ими раздражение у зрителя – за это мастеру отдельное «спасибо». Вся картина построена таким образом, что в ней каждый найдёт что-то своё, как бы банально ни звучала эта фраза.

Сюжет «Уэнсдэй» построен в лучших традициях романов-страшилок Р. Л. Стайна: тут и увлекательное расследование преступлений, происходящих в городке Джерико, главным детективом в которых выступает, конечно же, главная героиня. И традиционные для подобных сериалов сюжеты «ассимиляции» нестандартного подростка в среде таких же нестандартных.

Впрочем, очень скоро оказывается, что «законы улья» - везде одинаковы, несмотря на степень разнообразия населяющих его пчёл. Уэнсдей действительно – очень умная и независимая от мнения окружающих девушка, но даже она, оказывается, нуждается в друзьях, а её сердце – совсем не такое чёрное, как она хочет это показать.

В этом плане, героиню прекрасно характеризует её страсть к игре на виолончели – творческая и способная на глубокие чувства – Уэнсдэй намеренно держит дистанцию с окружающими, оберегая свой внутренний покой. Ну, а уж ход с разделением комнаты на две половинки – её, Уэнсдэй, чёрно-белую – и радужную половину соседки-оборотня Иннед (тоже, кстати, не совсем простой персонаж) – можно считать действительно гениальным.

Тот самый момент с виолончелью, один из самых напряжённых и впечатляющих, к слову. Фото из свободных источников
Тот самый момент с виолончелью, один из самых напряжённых и впечатляющих, к слову. Фото из свободных источников

Сеттинг мистического мира городка Джерико, где происходят главные события сериала, а также величественной Академии Невермор проработан настолько подробно и классно, что разглядывать обе этих локации – одно удовольствие. Тем более, что оба места играют ключевую роль в лихо закрученных сюжетных линиях многих персонажей.

Что отдельно вызывает уважение – так это отсутствие в фильме явного «пихания в лицо» современной повестки, и умение Бёртона изобразить преступления и гибель некоторых героев так, чтобы одновременно было жутко, драматично – но, в то же время, без излишней, модной нынче, шокирующей жестокости. Как бы странно это ни звучало – «Уэнсдэй» – прекрасный сериал именно для семейного просмотра.

Уж в кого Уэнсдэй такая мрачная уродилась - для меня до сих пор загадка :) Родители-то у неё, вон, какие счастливые - всё время обнимаются и целуются, и при этом совсем не стесняются своих чувств.
Уж в кого Уэнсдэй такая мрачная уродилась - для меня до сих пор загадка :) Родители-то у неё, вон, какие счастливые - всё время обнимаются и целуются, и при этом совсем не стесняются своих чувств.

Однако, это вовсе не значит, что здесь нет тем кастового превосходства, социального неравенства, и всего того, о чём общество так много рассуждает в последние годы. Элементы актуальных тем присутствуют, но они очень гармонично вплетены в повествование, и потому, не вызывают какого-то явного отторжения. Даже классическая «королева школы» - здесь оказывается не такой уж и классической, но при этом всё равно очень красивой, и с собственной, весьма интересной сюжетной аркой.

Здесь каждый эпизод выглядит как отдельный, почти часовой фильм, всё вместе же складывается в удивительно причудливую картину, разглядывать которую – одно удовольствие. Уровень мастера не упал – напротив, этот сериал стал одним из немногих, который лично мне захотелось пересмотреть ещё раз.

Пожалуй, моё самое любимое визуальное решение в сериале) Кадр из сериала "Уэнсдэй" (2022). реж. Тим Бёртон. Фото из свободных источников
Пожалуй, моё самое любимое визуальное решение в сериале) Кадр из сериала "Уэнсдэй" (2022). реж. Тим Бёртон. Фото из свободных источников

Говоря о «Уэнсдэй» – нельзя не сказать про исполнительницу главной роли. Дженна Ортега великолепно вжилась в образ: если вы беспокоитесь, что актриса не смогла достойно «вывезти» эту роль – не стоит.

Её не зря сравнивают с молодой женской версией Джонни Деппа – девушка действительно очень талантлива, и у неё, безусловно, имеется огромный потенциал стать следующей звездой фильмов Бёртона, рассказывающих о людях с крайне непростыми характерами. Особенно хорошо, Ортега смогла изобразить классический мрачный взгляд Уэнсдэй – её, практически чёрные, глаза пробирают буквально «до мурашек».

Играет девушка, конечно, очень атмосферно - хоть кое-где и "пережимает" немного, но, в целом - это практически молодой Депп из "Сонной лощины". Кадр из сериала, фото из свободных источников
Играет девушка, конечно, очень атмосферно - хоть кое-где и "пережимает" немного, но, в целом - это практически молодой Депп из "Сонной лощины". Кадр из сериала, фото из свободных источников

Акцент в сериале сделан на сложные отношения героини с её матерью – Мортишией Аддамс, на которую девушка отчаянно не хочет стать похожей. Но в том и прелесть картины, что противостояние этих двух женщин – представительниц разного поколения и разной, если так можно выразиться, культурной ориентации – подаётся зрителю постепенно.

Развитие Уэнсдэй не скатывается в откровенные «розовые сопли» осознания своей женской натуры и человечности в целом – здесь даже обычное объятие приобретает поистине драматический размах. Героиня рационалистична, эгоистична, порой жестока и токсична – но при этом постоянно «врубается» за справедливость, и обладает крайне тонкой и чувственной натурой. Чёрное и белое в характере Уэнсдэй разграничено также чётко, как аналогичные цвета в её гардеробе.

Кэтрин-Зета Джонс в роли Мортиши, конечно, аристократизмом не блещет – но зато, она смогла с блеском показать всю её ведьминскую, инфернальную натуру. Их с Гомесом сюжетная линия также полна сюрпризов, а, кроме того, впервые – со времён чёрно-белого сериала, авторы проекта дают понять, что Аддамсы – действительно существа, наделённые особыми силами, и не всегда их используют ради забавы. Они действительно опасны для окружающих, если их «довести» – и гордятся этим.

Мортиша тоже оказывается далеко не такой милой, готичного вида, домохозяйкой, какой мы привыкли видеть её в фильмах и комиксах. У неё своя история, и своё - не всегда "светлое", прошлое. Кадр из сериала, фото из свободных источников
Мортиша тоже оказывается далеко не такой милой, готичного вида, домохозяйкой, какой мы привыкли видеть её в фильмах и комиксах. У неё своя история, и своё - не всегда "светлое", прошлое. Кадр из сериала, фото из свободных источников

Такой лёгкий штрих придаёт всему фильму некоторую реалистичность и даже особую, но в хорошем смысле, «зловещесть». Зритель понимает, что странноватые игры на кладбище и «шуточные» пытки – далеко не метафора, а привычный образ жизни Аддамсов, и это – а ещё колдовские способности – сильно отличают их от других обывателей американской провинции.

В итоге, новая «сказка» Тима Бёртона – магическим образом сочетает в себе ностальгию по лучшим работам режиссёра, за всю историю его карьеры – и модный постмодернистский концепт, позволяющий включиться в созданную мастером игру как поколению тридцатилетних, выросших на всех главных кинопроектах Голливуда – так и молодым зрителям от шестнадцати и выше, которым очень хочется посмотреть «что-нибудь, типа Гарри Поттера», но с учётом всех современных трендов подростковой субкультуры. 9 из 10⭐ – отлично подойдёт для просмотра на новогодних каникулах.

Спасибо, что дочитали до конца💖! Ставьте лайк👍🏻 и подписывайтесь на канал👇🏻 – так вы поддержите его развитие, а ещё – совершенно точно не пропустите новые поступления в «Книжной лавке Хеллы». А пока – пока!😉📚🐾🔮✨