Найти тему
back to ryazan

Касимов и Новомичуринск в кино

Оглавление

Касимов

В Касимове снято больше всего фильмов и сериалов, поэтому в туристической информации он даже фигурирует как «рязанский Голливуд». На Голливуд он не похож даже отдалённо: здесь нет киностудий, не живут звёзды. В городе сохранился целостный ансамбль необычной купеческой архитектуры, состояние которого напоминает послевоенное. Поэтому в основном кино здесь снимают военное.

Ситуация с местами съёмок в Касимове такая: на слуху, что в нём снимали более ста фильмов, а на самом деле, чтобы найти эти фильмы, надо ходить днём с огнём.

Потом оказывается, что половину фильмов снимали не в Касимове, а в окрестных деревнях, а это разные вещи. Потом оказывается, что хорошо, если кто-то смотрел хотя бы три из этих ста фильмов. Среди них много малоизвестных фильмов. Есть и те, к которым нет доступа.

Это как с есенинскими местами в Рязани: их заявлено под тридцать, а по итогу среди них числятся филармония имени Есенина и новостройки имени Есенина. А где на самом деле Есенин бывал в Рязани, кроме трёх-четырёх мест, никто толком сказать не может.

Что касается Касимова, и в 2022 киношники едут туда по проторенной дорожке снимать военные фильмы. Но мы знаем, что кинопотенциал Касимова не в его обшарпанности. А в просторных речных пейзажах или, например, в том, что увидел в нём режиссёр Леонид Гайдай: будто сошедший с книжной иллюстрации неизвестный губернский город, скрывающий много интересного.

Новомичуринск

Было крайне интересно попытаться открыть историю города, который старше меня с натяжкой в два раза. Казалось бы, рабочий посёлок, что тут такого. Многим так кажется. Поэтому история города остаётся невидимой даже будучи зафиксированной в паре тонких книг, выпущенных к его юбилею. А она завязана на людях, которые его строили. Но ведь не все люди разговорчивы, поэтому личных историй зафиксировано мало.

Внешней истории тоже мало, будто бы город существует в вакууме. Но такого не бывает. Хотелось снять с Новомичуринска мантию-невидимку, докопаться и понять его. И потом прочувствовать его заново вместе с кино. И у меня получилось. Ключ к городу, да и к фильмам Быкова, которые здесь снимали – поле. Не просто поле, а идентичность всей территории.