Найти тему
Вечерняя Москва

«Яндекс» vs курьеры: почему профсоюз объявил забастовку и чем может закончиться конфликт

   Фото: Антон Кардашов / АГН Москва
Фото: Антон Кардашов / АГН Москва

Привычный перекус у телевизора за просмотром любимого сериала или футбольного матча может стать невозможным. Ведь курьеры одного из крупнейших доставщиков еды могут устроить пятидневную забастовку. «Вечерняя Москва» выясняла, в чем причина недовольства сотрудников, что об этом думают в сервисе доставки еды и чем может завершиться конфликт.

Что случилось

В сентябре «Яндекс» купил сервис доставки еды Delivery Club, который ранее принадлежал соцсети «ВКонтакте». После смены владельца профсоюз «Курьер» (организация объединяет работников сервисов доставки еды) обвинил «Яндекс» в монополизации отрасли и снижении зарплат курьеров.

Чтобы добиться ответной реакции сервиса «Яндекс.Еда», профсоюз «Курьер» призывал сотрудников компании отказаться выполнять заказы с 20 по 25 декабря, а также блокировать кассы ресторанов. По оценке профсоюза, в забастовке примут участие около 600 курьеров.

В «Яндексе» ответили на это заявление. По их словам, никаких жалоб от сотрудников к ним не поступало. При этом доход компании за этот год вырос на 30 процентов. Сервис продолжает работать в штатном режиме.

Чего требуют курьеры

Основные претензии курьеров к «Яндексу» состоят в том, что они не имеют прав, не защищены от увольнений по прихоти компании, не имеют возможности оформлять больничные листы и получать индексированную зарплату.

В профсоюзе «Вечерней Москве» заявили, что IT-гигант привык назначать заказы автоматически, не учитывая свободы самозанятых. Между тем зачастую такие заказы не самые высокие по оплате.

Вот какие требования «Курьер» выдвинул сервису «Яндекс.Еда»:

  • ввести практику заключения трудовых договоров с курьерами;
  • вернуть оплату в размере 110 рублей за заказ;
  • пересмотреть жесткую систему штрафов;
  • добавлять мультизаказы только по согласованию с курьером;
  • ввести дополнительную оплату при ожидании заказа в ресторане более 20 минут;
  • уменьшить зону доставки до 2 километров для пеших курьеров и до 3,5 километра для тех, кто передвигается на машине.

В ответе за тех, кого приручили: что сейчас происходит с котами из «Аптекарского огорода»

Что говорят в «Яндексе»

В «Яндексе» изданию «ВМ» сообщили, что их сервис по доставке еды работает в штатном режиме. Плановые слоты заполняются как обычно, а время доставки также привычно для текущих погодных условий.

— Более того, сегодня утром на смены вышло на 12 процентов больше курьеров, чем неделей ранее, — подчеркнули в компании.

Также в компании заявили, что в декабре курьеры зарабатывают больше всего средств. Из-за традиционно высокого спроса в последний месяц года к их заказам применяется повышенный коэффициент.

— Например, сейчас средний доход курьеров в Москве и Санкт-Петербурге составляет около 350–450 рублей в час или 75 тысяч рублей в месяц, а максимально может достигать 160 тысяч рублей, — рассказали «ВМ» в «Яндексе».

Также «ВМ» объяснили, из чего складывается доход курьера. Есть четыре составляющие:

  • количество выполненных заказов;
  • временной слот (утро, день, вечер, ночь);
  • повышающие коэффициенты;
  • количество пройденных километров во время выполнения заказов.

— В среднем сотрудничающий с сервисом курьер может выполнить за час один–два заказа, — говорят в «Яндексе». — Мультизаказ оплачивается как два отдельных заказа. Курьеры также застрахованы на каждом активном слоте на сумму до двух миллионов рублей.

Страхование для самозанятых: когда появится, стоимость и размер выплат

Чем может закончиться конфликт

Однако профсоюз «Курьер» доводы компании не устраивают.

— Если «Яндекс» не пойдет на уступки, то мы продолжим бороться, — сообщил «ВМ» представитель профсоюза. — Нам пишут со всей страны, и мы уже готовим более масштабную забастовку не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других городах России.

В беседе с «ВМ» юрист по трудовому праву Дмитрий Кофанов оценил происходящее так:

— Забастовка сотрудников «Яндекс.Еды» не имеет серьезного веса. Прежде всего это объясняется тем, что сотрудники сервиса не устроены в рамках трудового договора.

По словам Кофанова, стоит также учитывать, что платформенная занятость — совершенно новая форма трудовых отношений, которую очень трудно регулировать на законодательном уровне.

— Все эти факторы могут привести к возникновению нового регулирования таких форм занятости. Этот конфликт намекает нам на необходимость внесения изменений в действующее законодательство или принятия новых законов о занятости, — заключил Кофанов.

Эксклюзивы "Вечерней Москвы"

А значит, нам нужна одна Победа. Следующий год поставит перед страной задачи, требующие скорейшего решения

Оливье vs селедка под шубой: диетолог Соломатина рассказала, какой новогодний салат вреднее