Спортивные благотворительные проекты фонда «Жизнь как чудо» традиционно привлекают многих людей. Наши друзья и сторонники часто вдохновляются на создание собственных челленджей, собранные средства с которых они направляют в фонд.
В рамках специального проекта «Эстафета чудес» Павел Крапивко и Рада Дэй решили провести свое персональное благотворительное событие – мини-чемпионат по триатлону «RP|5 Challenge». С 14 по 18 декабря они оба преодолели по 113 километров каждый день.
Мы поговорили со спортсменами о триатлоне, благотворительности и зачем им всё это.
Как вы придумали челлендж, почему именно 113 километров?
Паша: 113 км - половина классической «железной» дистанции триатлона. 1,9 км плавание + 90 км велогонка + 21,1 км бега. 5 дней - 5 железных дистанций на двоих.
Рада: Меня восхищает человек как субъект и безграничность человеческих возможностей. Мне интересно посмотреть, где этот предел и есть ли он вообще? Одному американцу Джеймсу Лоуренсу по кличке Iron Cowboy, тоже это интересно. Он сделал 100 IronMan за 100 дней! Не то, чтобы я хочу это повторить, но всегда интересно – а чего могу я? Моё нынешнее триатлонное тело не может и 50 на данный момент, но за этот год я сделала много половинок. Потом мы разговорились с Пашей, с которым в итоге сделаем эти половинки – он меня поддержал.
Помните своё первое ощущение, когда вы создали страницу на «Эстафете чудес»? Как реагировали друзья, когда вы рассказывали им о решении помогать детям через бег?
Паша: Когда мы создали страницу и запустили сбор, это было одним из самых важных пунктов в организации Челленджа. Без запуска страницы мы не имели чёткой цели, было просто понимание что мы должны сделать 5 полужелезок подряд.
Все мои друзья и близкие в большом восхищении (и легком недоумении), узнав ЧТО мы собираемся делать. Были и те, кто сперва отговаривал, но узнав о благой цели только искренне могли поддержать.
Рада: Было очень приятно, мило внутренне, что ты собрался сделать что-то для кого-то, а не только для себя. Но самые сильные эмоции я начала испытывать, когда на страницу стали приходить деньги. Причём не 100 рублей, а 5-10 тысяч! Ты понимаешь, что ещё даже не начал старт, а люди уже настолько в тебя верят, что уже готовы помочь тебе в достижении цели – собрать 500 тысяч на помощь детям. И в этот момент я даже расплакалась. Все друзья говорят, что это очень круто! Один знакомый сказал, что это просто хайп. Я специально хочу об этом сказать, подчеркнуть, что я не понимаю, как помогать детям и как делать добро, когда ты вот делаешь сбор и молчишь об этом. Конечно, ты начинаешь форсить это событие, чтобы собрать большую аудиторию, чтобы большее количество людей приняли участие. Не просто так существует выражение «с миру по нитке». Наш видеоролик посмотрели 100 тысяч человек, и если бы каждый бы отправил по 1 рублю, то было бы уже 100 тысяч. А если по 100, то 10 миллионов!
Скорее всего, сложно объяснить в нескольких предложениях, но мы всё-таки спросим, что для вас значит помогать?
Паша: Помогать – быть по-настоящему нужным для тех, кому эта помощь действительно нужна. Будучи тренером, я часто помогаю своим ученикам в огромном количестве вопросов, связанными со спортом и не только. Для меня роль помощника привычна, но открылась для меня с новой стороны с этим проектом.
Рада: Помогать для меня значит делать добро. Здесь, конечно, есть тонкая грань между «причинять добро» и «навязывать свою доброту», то есть навязывать своё превосходство. Оно не нужно, когда тот, кому ты хочешь помочь, может об этом попросить – близкие, друзья. Но есть большое количество людей, которые в силу обстоятельств попросить не могут. Попросить помочь не может ни одно животное, ни одной растение. Помогать из «плюса», из ресурсного состояния проще. Когда у тебя 100 тысяч рублей на счету, перевести 500 на благотворительность легче, чем когда на карте у самого всего 800 рублей. И вот в таких случаях помогать – это действие, которое ты делаешь вне зависимости от «удобно тебе, комфортно тебе». И вот верхний уровень помощи – даже если ты в минусе, всё равно помогать.
Какой совет вы бы дали людям, которые только начинают свои первые шаги в волонтёрстве?
Паша: Не бояться помогать небольшими делами. Многие думают: «А, ну кому может помочь моё волонтерское участие в этом мероприятии. У них наверняка много помощников и так».
Участвовать волонтером в небольших спортивных (и не только) проектах, помощь которым может быть с большим смыслом, чем просто «помощь другу».
Рада: Я не могу сказать, что у меня самой было много шагов в волонтёрстве, но я бы посоветовала не бояться, что об этом подумают другие. Это универсальный совет ко многим действиям в жизни, в то числе к волонтёрству. Не бояться сделать что-то не так, не бояться задавать вопросы. Искать те проекты, которые откликаются. То есть помогать искренне: не надо ездить в приют к животным, если у вас аллергия или собаки вам не нравятся. Я, например, поехала в Индию волонтёрить в хоспис для животных, потому что я люблю животных и я была к этому готова. Волонтёрство это не всегда про простые вещи, поэтому классно начинать с того, что нравится.
Поэтому, любите животных – идите в приют, любите книги – сходите в библиотеку и спросите, нужна ли там помощь. Помощь нужна почти всегда и везде, где есть нехватка бюджета.
Как вы узнали о фонде, что побудило вас создать собственную страницу в поддержку подопечных?
Паша: Наш триатлонный товарищ Максим Поляков пробежал в этом году из Санкт-Петербурга в Москву. Мы хотели наполнить свой челлендж смыслом и сразу вспомнили про фонд «Жизнь как чудо». К тому же Рада поддерживала Максима на одном из участков дистанции летом. Это вдохновляет.
Рада: О фонде я узнала благодаря Максиму, он бежал из Петербурга в Москву в этом году. Я была подписана на него и в эти же дни я бежала свой марафон «Белые ночи». Предложила Максу его проводить на забег, и я спустя 3 часа после финиша марафона вернулась на Дворцовую площадь и проводила его команду на старт. Там же я познакомилась с Пашей Раковским. Спустя неделю, на 8 день забега Макса, они очень удачно пробегали мимо моего дома и я предложила остаться у меня, а не на парковке в автодоме. Ребята приняли это предложение, при встрече я пробежала с Максимом 25 км.
Потом мы пообщались с Пашей о фонде, и я поняла ещё раз – какой это титанический труд! И когда мне пришла идея делать этот челлендж, Паша предложил не просто упахиваться, а упахиваться ради благой цели. И тогда я вспомнила о фонде «Жизнь как чудо» и человека, который поддержит этот движ, потому что такой движ ему по душе.
Вы посвящаете челлендж детям с заболеваниями печени. Что это для вас значит?
Паша: 30 часов физической активности на дистанции для нас - хороший тренировочный объем. 30 часов, которые могут спасти жизнь маленьким подопечным фонда – бесценны. Те 30 часов, что я проведу на дистанции - ничтожно малое время, по сравнению с тем временем, которое дети ожидают дорогостоящего, сложного лечения.
Рада: Для меня это довольно личная история. Я была ребёнком, которому было запрещено заниматься спортом, который родился недоношенный, я родилась с пороком сердца и моё будущее было туманным. Потом я занималась художественной гимнастикой, балетом, танцами, но для меня это было не про спорт, а про что-то красивое. А когда я смотрела на лёгкую атлетику, спортсменов на олимпиаде и думала «я тоже так хочу».
И для меня такие испытания на выносливость как триатлон значат делать это за других. За тех, кто не может в силу ограничений здоровья.
Посвятить этот челлендж детям – это поселить в них веру в то, что если они чего-то не могут сейчас, то это не значит, что не смогут потом. Жизнь – это в целом клёво и надо научиться её любить разными способами. Даже будучи изначально неспособным к достижениям – ты сможешь делать то, что не делают другие.
Нам очень интересно узнать о вашем опыте в благотворительности. Участвовали ли вы раньше в благотворительных акциях и проектах?
Паша: Мы впервые организовываем мероприятие такого масштаба и с таким уровнем ответственности. Для меня это новый опыт, который поможет развивать новые проекты. Ранее я адресно помогал некоторым детям с различными заболеваниями, так что для меня это скорее логичное продолжение помощи и ответ на вопросы: «А что я могу сделать еще? Как мои навыки и умения могут помочь? Может ли физическая активность приносить добро другим?». Теперь у меня есть ответы на эти вопросы.
Рада: Ещё учась в школе, мы ездили в детские дома, отдавали игрушки. У меня было 250-300 барби, и в какой-то момент мама предложила часть их подарить. Мы нарядили их, причесали… и они стали такими красивыми, что несколько из них я так и не смогла отдать.
Сейчас для меня основная помощь – животным. Дома живёт 8 собак, было 3 кошки – одной мы делали операцию.
В школе я всегда участвовала в «часе Земли», помогала разным благотворительным проектам, в том числе в Индии. Я ездила туда помогать в хосписе для коров, где поняла, что они очень похожи поведением на собак!
Фотограф: Алёна Фёдорова