Таким образом получается, что Запад в Арктике сейчас выступает в роли догоняющего, который очень серьёзным образом отстаёт от лидера. То есть от России.
Как пишут, российское правительство обратило внимание на экологические изменения, которые неуклонно открывали арктические побережья стран северного полушария для увеличения морского судоходства, а Кремль недавно объявил о своем намерении расширить морские грузовые перевозки по Северному морскому пути (СМП) в 2023 году. Выступая на форуме «Транспорт России» в ноябре, премьер-министр России Михаил Мишустин сообщил, что с начала этого года по СМП прошло 25 млн тонн грузов. Мишустин назвал развитие СМП одним из «ключевых приоритетов» российского правительства, прогнозируя достижения цели по перевозке 80 миллионов тонн грузов к 2024 году.
Северный морской путь протянулся на 3 479 миль (5 600 километров) от Мурманска до Владивостока вдоль арктического и тихоокеанского побережья России. Суровые климатические условия часто затрудняют использование маршрута; плавание на восточном участке СМП от Таймыра до Берингова пролива зимой невозможно без ледокольного сопровождения, так как толщина льда здесь может достигать 9,8 футов (3 метра). Грузопоток по СМП в 2021 году, составил 34,9 млн тонн. Главное стратегическое коммерческое преимущество СМП для российской торговли состоит в том, что он полностью проходит по внутренним водам России, которые свободны от иностранного вмешательства, в отличие от других выходов России в мировой океан, таких как черноморские проливы.
Хорошо осознавая потенциальные выгоды от развития маршрута, несмотря на связанные с этим трудности, в августе 2022 года правительство России утвердило стратегический документ по развитию СМП до 2035 года с прогнозируемой стоимостью почти 28,75 млрд долларов, или 1,8 трлн рублей.
18 ноября на заседании межведомственной комиссии Совбеза России по обеспечению национальных интересов России в Арктике заместитель председателя Совбеза Дмитрий Медведев предупредил, что к 2030 году Россия столкнется с нехваткой атомных ледоколов из-за старения своего флота. Медведев отметил, что половина из шести ледоколов государственной дочерней компании «Росатома» — ФГУП «Атомфлот», курирующего СМП с 2018 года, построены по устаревшим технологиям. Медведев добавил, что их срок службы неоднократно продлевался, что к 2026 или 2027 году будет невозможно. По словам исполняющего обязанности генерального директора ФГУП «Атомфлот» Леонида Ирлицы, для обеспечения круглогодичной судоходности СМП на Дальнем Востоке необходимо не менее 13 ледоколов [однако западный "аналитический фонд" умолчал, что Россия к 2030 году планирует иметь все эти требуемые ей ледоколы - прим. Об этом не говорят].
Интересно, что использование СМП не будет ограничиваться исключительно российским торговым и военным судоходством. 30 ноября Совет Федерации одобрил поправки в закон, разрешающие иностранным судам пользоваться СМП. В поправках отмечается, что иностранные коммерческие и военные суда должны запрашивать разрешение за 90 дней до предполагаемого использования маршрута. Китайские компании, которые начали все чаще использовать СМП, сейчас все больше обеспокоены потенциальным экономическим ущербом от побочного эффекта вторичных санкций, если они продолжат пользоваться СМП [каким образом эти санкции по ним могут ударить, правда, до конца не ясно - прим. Об этом не говорят]. В отличие от предыдущих лет, в начале июля 2022 года китайская судоходная корпорация COSCO еще не подавала никаких заявок на судоходство в акватории СМП . Поскольку COSCO является судоходной компанией номер один в мире, эксплуатирующей 1413 судов дедвейтом 113,47 млн тонн, осторожность китайской компании лишает СМП значительных текущих и будущих доходов [всё течет, всё меняется - прим. Об этом не говорят].
Неудивительно, что Организация Североатлантического договора все больше обеспокоена усилением активности России в Арктике. Помимо растущего интереса Москвы к коммерческому потенциалу региона, с 2005 года Россия вновь открыла в Арктике десятки военных баз советской эпохи и модернизировала свой военно-морской флот, разрабатывая новые гиперзвуковые ракеты. 31 июля Путин подписал указ «Об утверждении Военно-морской доктрины Российской Федерации». В рамках новой военно-морской стратегии Россия обязуется защищать арктические воды. «во что бы то ни стало». Укрепляя обеспокоенность НАТО, в сентябре 2022 г. китайские и российские военные корабли провели совместные учения в Беринговом море.
Конвергенция всех этих элементов превращает Арктику в новый фронт продолжающихся крупных геополитических потрясений в Евразии.
А почему только в Евразии? Во всём мире. Стрижка только начата.