Найти тему
История транспорта

Як-40 в Украинском управлении гражданской авиации

Написано по материалам моей статьи в журнале «Авиация и Время» №1 за 2020 г.

Первый в мире реактивный пассажирский лайнер Як-40 для местных авиалиний, разработанный в ОКБ А.С. Яковлева, стал поступать в подразделения Аэрофлота для замены самолетов Ли-2 и Ил-14 в начале 1968 г. Приказом министра гражданской авиации СССР обучение летного персонала пилотированию Як-40 было поручено Кировоградской школе высшей летной подготовки (ШВЛП, с 1978 г. — Кировоградское высшее летное училище ГА), которая приступила к его освоению в том же году. На переучивание в московский аэропорт Быково, где проводились летные испытания машины, были командированы: заместитель командира 1-го авиационного отряда И.И. Корниенко, командир корабля И.В. Дикий, старший штурман отряда Б.Г. Осипенко, старший бортмеханик отряда Л.А. Шевелев и старший бортрадист отряда В.А. Ефремов. Командиром эскадрильи самолетов Як-40 был назначен И.Т. Фролов.

Первые 3 самолета (борта СССР-87677, -87678 и -87679) поступили в школу в ноябре 1968 г. В течение следующего года прибыли еще 6 бортов: СССР-87682, -87683, -87684, -87718,

-87721 и -87727. Все 9 самолетов передали в 3-й летный отряд Кировоградской ШВЛП. В дальнейшем флот Як-40 школы каждый год увеличивался и достиг своего максимума в первом квартале 1974 г. — 22 самолета, а всего через нее прошло 35 таких машин. В 1982 г. было решено унифицировать флот высших учебных заведений МГА СССР, и обучение пилотированию Як-40 полностью передали Актюбинскому летному училищу. В Кировоградском ВЛУ ГА сосредоточились на обучении на Ан-24, Ан-26 и новом тогда типе L-410УВП. Последние Як-40 покинули это училище летом 1985 г.

Один из первых Як-40 в Кировоградской ШВЛП СССР-87683 на вечной стоянке в Киеве, 13 марта 2016 года. Фото: Тим Брайан.
Один из первых Як-40 в Кировоградской ШВЛП СССР-87683 на вечной стоянке в Киеве, 13 марта 2016 года. Фото: Тим Брайан.

Первым пассажирским эксплуатантом Як-40 в Украинском управлении ГА стало Одесское авиапредприятие. Здесь Як-40 пришли на замену Ли-2 на внутриреспубликанских маршрутах. Одесситы были в числе первых в СССР, кому было поручено освоение типа. До Одессы эксплуатация началась в московском Быково, Душанбе, Оше, Вологде, Петропавловске-Камчатском. В конце июня 1969 г. в местный авиаотряд поступил первый Як-40 (СССР-87703), а в августе к нему добавились еще два — СССР-87707 и -87708.

Первый Як-40 в УТУ ГА СССР-87703 в аэропорту Жуляны, начало восьмидесятых годов. Источник фото – aviaforum.ru.
Первый Як-40 в УТУ ГА СССР-87703 в аэропорту Жуляны, начало восьмидесятых годов. Источник фото – aviaforum.ru.

Регулярные пассажирские рейсы на этом типе начались в августе того же года рейсом Н-703/704 Измаил–Одесса–Киев (Жуляны).

Первыми, кто освоил Як-40 в Одессе, были пилоты: А.А. Александров, В.И. Ворохта, Н.П. Жеребецкий, Г.И. Муров, В.С. Матюшкин, А.И. Курбатов, Ю.С. Андрюшенко, Ю.А. Пав личенко, В.Н. Сидоров, Ю.А. Вигер; борт механики: В.Н. Швей ковский, В. Назаренко, С. Шкуренко, В. Хмеленко, П. Павленко; инженеры авиационно-технической базы: Ю.Р. Алькинский и З.И. Хита.

Як-40 СССР-87708 90-го одесского авиаотряда. Аэропорт Черкассы, начало семидесятых годов. Источник указан на фото.
Як-40 СССР-87708 90-го одесского авиаотряда. Аэропорт Черкассы, начало семидесятых годов. Источник указан на фото.

На 31 декабря 1969 г. в Одессе было уже пять Як-40, через год — семь. Максимального количества самолетов этого типа в 90-м отряде достигли в 1975 г. — 14 машин, а маршрутная сеть протянулась от Бердянска на востоке до Ивано-Франковска на западе.

Перрон аэропорта Одесса, 1980 год. Фото П. Падалко.
Перрон аэропорта Одесса, 1980 год. Фото П. Падалко.

В 1960–80-е годы Днепропетровским объединенным авиаотрядом (ДОАО) руководил И.И. Кулибаба. В 1970 г., к столетию со дня рождения В.И. Ленина, это предприятие было признано лучшим в МГА СССР и награждено почетным знаменем, денежной премией и особым памятным знаком Министерства. В том же году днепропетровцы начали осваивать новую технику — самолет Як-40. К тому моменту в ДОАО уже эксплуатировали два типа двухмоторных пассажирских самолетов — Ан-24 и Ил-14. В том же году был организован 327-й летный отряд, в котором постепенно было образовано четыре эскадрильи разных типов самолетов, в том числе и Як-40. В отряде было около ста экипажей, во главе которых стояли командиры воздушных судов — в большинстве пилоты первого класса. Среди них: Николай Зайцев, Виталий Кривошапка, Георгий Прибалов, Михаил Петренко, Вячеслав Матька, Валентин Панява, Виктор Заброда. Готовили экипажи к полетам командиры самолетов Илья Федорец, Станислав Клименко, Анатолий Василенко. В 1971 г. аэропорт Днепропетровск в числе первых в Украинском управлении ГА был сертифицирован по метеоминимуму 1-й категории ICАО.

Первый самолет Як-40 (СССР-87734) поступил в ДОАО в феврале 1970 г. В марте–апреле добавились еще три: СССР-87737, -87738 и -87742. Регулярные пассажирские перевозки начались весной того же года рейсами Н-901/902 и Н-905/906 Днепропетровск–Киев (Жуляны). Своего максимума флот Як-40 327-го отряда (17 единиц) достиг во второй половине 1970-х годов.

Первый Як-40 в Днепропетровске СССР-87734  - ныне памятник в городе Кривой Рог на въезде в город по Кировоградскому шоссе. Установлен в 1982 году. Фото 5 мая 2011 г., источник – Википедия.
Первый Як-40 в Днепропетровске СССР-87734 - ныне памятник в городе Кривой Рог на въезде в город по Кировоградскому шоссе. Установлен в 1982 году. Фото 5 мая 2011 г., источник – Википедия.

В один из солнечных дней конца февраля 1972 г. на малом перроне запорожского аэропорта собрались практически все сотрудники местного ОАО. Причина была крайне важной — встреча первого своего Як-40 (СССР-87609). Его из Днепропетровска привел экипаж в составе: командир В.Н. Абросимов, 2-й пилот И.И. Абрамов и бортмеханик С.С. Ковтанюк. Это был практически новый лайнер с салоном на 27 пассажирских мест. И вот он зарулил на стоянку. Встречающие после небольшого митинга осмотрели борт, и по их лицам было видно, что все очень рады новинке.

Пилоты из 100-го отряда возле первого Як-40 СССР-87609 своего предприятия. Слева направо: Н.И. Батыченко, С.Ф. Скрипак, М.И. Зозуленко, А.А. Матрос, В. Фомин, Н.Н. Шехоткин. Аэропорт Запорожье, конец 70-х годов. Фото из архива Бориса Захарченко.
Пилоты из 100-го отряда возле первого Як-40 СССР-87609 своего предприятия. Слева направо: Н.И. Батыченко, С.Ф. Скрипак, М.И. Зозуленко, А.А. Матрос, В. Фомин, Н.Н. Шехоткин. Аэропорт Запорожье, конец 70-х годов. Фото из архива Бориса Захарченко.

К 4 марта 1972 г. были сформированы первые два экипажа Як-40: В.Н. Абросимов, И.И. Абрамов, С.С. Ковтанюк и В.Н. Чирка, В.Ю. Грак, В.П. Лассый. Практически сразу после этого самолет вышел на линии: с 5 марта начал совершать рейсы в Одессу и Киев, с 7 марта — в Киев и Ивано-Франковск. 18 апреля был образован третий экипаж в составе Т.И. Еременко, Т.Г. Мелинг, Н.Т. Сапронов. Дальнейшее поступление новых бортов из Днепропетровского ОАО (СССР-87620 и -87638) позволило продолжить формирование новых экипажей — к 1 сентября их уже было 7. От желающих освоить новый тип не было отбоя, и командование пользовалось возможностью отправлять на переучивание в качестве поощрения лучших.

По состоянию на 31 декабря 1972 г. в Запорожском ОАО было уже семь Як-40: СССР-87609, -87620, -87638, -87586, -87806, -87825 и -87826. Летом 1976 г. это предприятие располагало 16 самолетами данного типа.

Як-40 СССР-87609 Запорожского ОАО на перроне аэропорта Черкассы, середина 80-х гг.
Як-40 СССР-87609 Запорожского ОАО на перроне аэропорта Черкассы, середина 80-х гг.

В 1972 г. очередь осваивать Як-40 дошла до только что созданного Кировоградского ОАО. Его возглавил Г.Ф. Волошин, который с 1952 г. летал на По-2 и Ан-2, а в 1972 г. в числе первых освоил Як-40. В это же время в местном аэропорту шло строительство современного здания аэровокзала (сдано в эксплуатацию в феврале 1973 г.).

Первыми командирами Як-40 в Кировограде стали: А.В. Носов, Г.П. Молчанов, А. П. Манелюк, М.А. Кургузов, В.Г. Коваленко, В.Н. Непопалов, В.И. Надутенко, В.Г. Корзун, И.Д. Михайленко, Г.С. Собакин, В.А. Шкуренко, В.М. Гречихин, А.Ф. Берговин, А.Н. Ка линов и П.С. Харчук. Командиром летного отряда № 95 был назначен прибывший из Кировоградской ШВЛП В.Л. Декусар, обладавший большим опытом работы на Як-40.

Первый рейс 95-го отряда на Як-40 состоялся весной 1972 г. в Москву с обкомовским начальством. Рейсы по расписанию начались с 1 апреля 1972 г. из Кировограда в Киев, Симферополь, а позже — в Волгоград и Ростов-на-Дону. К тому моменту в 95-м отряде было четыре Як-40 (СССР-87615, -87637, -87562 и -87579). Максимального количества в 13 машин флот Як-40 здесь достиг к 1976 г.

Один из первых кировоградских Як-40 СССР-87562 на Саратовском авиазаводе перед отправкой в 95-й летный отряд, лето 1972 г. Источник фото: goskatalog.ru.
Один из первых кировоградских Як-40 СССР-87562 на Саратовском авиазаводе перед отправкой в 95-й летный отряд, лето 1972 г. Источник фото: goskatalog.ru.

Самолеты Як-40 четырех отрядов Украинского управления, помимо базовых аэропортов, обслуживали другие областные центры, а также крупные города УССР: Бердянск, Ивано-Франковск, Кривой Рог, Сумы, Хмельницкий и ряд других. При этом самолет мог работать по 12 и более часов в сутки, а летать порою доводилось по довольно замысловатым схемам. Например: Кировоград–Жданов–Сочи-Кировоград–Хмельницкий – Симферополь–Кировоград, Запорожье–Бердянск–Чернигов–Минск–Чернигов–Бердянск Запорожье или Днепропетровск–Ивано-Франковск-Харьков–Ивано-Франковск – Днепропетровск.

Своего пика маршрутная сеть Як-40 Украинского управления достигла в 1982–85 годах, когда 62 самолета связывали 50 городов СССР от Уфы до Бреста с востока на запад и от Москвы до Болграда с севера на юг. География полетов самолетов Як-40 УТУ ГА приведена в таблице.

Таблица.

-9

В истории украинского управления ГА осталась любопытная авария самолета Як-40 (СССР-87756) из 327-го отряда, произошедшая 7 декабря 1976 г. при выполнении рейса Днепропетровск–Минеральные Воды. Посадка в Минводах осуществлялась в сумерках и быстро ухудшавшихся метеоусловиях. Когда после двух заходов приземлиться не удалось, диспетчер перенаправил Як-40 для посадки на ближайший военный аэродром Армавир, т.к. долететь до запасного аэропорта самолет уже не мог из-за малого остатка топлива. В приказе командира 209-го минераловодского объединенного авиаотряда указано: «При этом экипаж сообщил, что топлива у него на 15–20 минут полета, в то время как фактически топлива было меньше. При заходе на посадку на аэродром Армавир на предпосадочной прямой на высоте 150–100 м, ввиду полной выработки топлива, двигатели остановились. Недолетев до ВПП 1745 м, экипаж произвел вынужденную посадку прямо перед собой на сад фруктовых деревьев. Самолет получил значительные повреждения. Экипаж и пассажиры (23 взрослых и двое детей) не пострадали. Причиной аварии самолета явилось нарушение экипажем требований п. 5.14.3 НПП ГА-71, выразившееся в вылете без достаточного навигационного запаса топлива».

Як-40 СССР-87756 из 327-го отряда после аварийной посадки на фруктовый сад. Минеральные Воды, декабрь 1976 г.
Як-40 СССР-87756 из 327-го отряда после аварийной посадки на фруктовый сад. Минеральные Воды, декабрь 1976 г.

С 1987 г. доля пассажирских перевозок, выполняемых на Як-40, стала неуклонно уменьшаться. В конце того года в Одессе и Днепропетровске списали по выработке ресурса 12 «Яков»: все самолеты первой и часть второй серий. В 1988–91 годах списания и передачи самолетов продолжились, и к концу 1991 г. в Украине осталось 39 Як-40, в том числе в Днепропетровске — 10, Запорожье — 12, Кировограде — 11, Одессе — 6.

Спасибо за внимание.

Предыдущая статья цикла:

Як-40 в Тюменском управлении гражданской авиации