Найти тему
АвтоВзгляд

Почему даже не очень сильный ветер может довести до ДТП

    Почему даже не очень сильный ветер может довести до ДТП Фото freepik.com
Почему даже не очень сильный ветер может довести до ДТП Фото freepik.com

Приближается время зимних отпусков, а значит и автопутешествий. Нагруженный вещами и пассажирами автомобиль далеко не всегда будет вести себя так, как вы к этому привыкли. А ведь часто во время дальних поездок мы используем еще и багажный бокс, который не просто делает нашу машину выше, но и значительно меняет ее характеристики. В результате, даже простой порыв бокового ветра может сильно изменить курс вашего «железного коня». Портал «АвтоВзгляд» рассказывает, что такое центр парусности и центр масс. И как их взаимное расположение сказывается на управляемости и безопасности.

Благодаря тому, что аэродинамика современных авто доведена практически до совершенства, мы почти никогда не задумываемся о том, как они реагируют на ветер. И насколько сильно поток воздуха может повлиять на поведение нашего механического любимца. И хотя, попадая в порыв ветра, мы ощущаем некоторые проблемы, но обычно не задумываемся о том, как фатально они могут сказаться на нашей безопасности. Естественно, что форма кузова оптимизирована для фронтального взаимодействия с атмосферой нашей планеты. И его геометрические характеристики подбираются таким образом, чтобы не только снизить аэродинамическое сопротивление, но и сохранить необходимую прижимную силу при движении вперед.

Однако поток воздуха не всегда дует в лицо. И выезжая на открытое пространство, мы можем столкнуться с сильным боковым ветром. Влияние которого зимой очень велико и не всегда предсказуемо. И все из-за того, что под колесами часто оказывается лед и они слабо держатся за дорогу. Поэтому каждый автолюбитель просто обязан знать, что у автомобиля есть центр парусности. И в зависимости от того, где он расположен, один и тот же боковой ветер может вызывать совершенно разные эффекты. Портал «АвтоВзгляд» рассказывает, что общего между парусом и автомобилем.

Когда речь идет о боковом ветре, мы должны учитывать форму бокового сечения авто. Она зависит от двух факторов, первый из которых — тип кузова. Есть седаны, купе, кабриолеты, фастбэки, универсалы, хетчбэки, внедорожники, микроавтобусы и так далее. У каких-то вариантов кузова большая часть площади бокового сечения смещена назад (внедорожники и универсалы). А у седанов и микроавтобусов она распределена более менее равномерно. Но важно не только это.

    ветер Фото freepik.com
ветер Фото freepik.com

Большое значение имеет и то, как площадь бокового сечения распределена относительно центра масс машины. Если говорить о легковых авто, то у переднего привода центр масс смещен в сторону передней оси. У полного — ближе к центру расстояния между осями. А у заднего центр масс смещен назад. Так что при воздействии бокового ветра, нас начинает интересовать соотношение площади бокового сечения кузова перед центром масс и позади него.

Если ветер дует справа, то, например, задняя ось переднеприводного универсала будет пытаться довернуть автомобиль вправо. То есть в направлении, откуда дует ветер. И вам будет нужно восстановить исходный курс движения, повернув руль влево. Если же в такой ситуации оказывается заднеприводный седан, то ветер довернет его уже влево. А вам придется поворачивать руль вправо. Кроме того, высокий центр парусности создает еще и опрокидывающий момент. И если на курсовую устойчивость он особого влияния не оказывает, то может сильно повлиять на управляемость и безопасность при движении автомобиля в повороте. Особенно, если вы отправились в путешествие и поставили на крышу багажный бокс.

Например, при правом направлении ветра в правом же повороте начинает возникать дополнительная разгрузка правых колес. В результате чего, даже при наезде ими на небольшие неровности легко опрокинуться. Значит, необходимо уменьшать моменты инерции кузова. А для этого придется снижать скорость. То же самое касается и груза, размещенного в салоне, поскольку он может изменить положение его центра масс, в результате чего и управляемость станет иной. Так что отправляясь в дальнюю поездку, не забывайте, что даже ветер может сильно повлиять на вашу безопасность. И надо понимать, каким образом.

Автор: Егор Васильев