«Легенда о Каспаре Хаузере» (2012) – эстетская вещица, жанровую принадлежность которой очень сложно определить. В этом фильме можно, например, обнаружить элементы, пародирующие классическое итальянское кино. Но в то же время в кинокартине допустимо видеть музыкальный артхаус.
Проблема классификации связана с тем, что этот проект создал «магический реалист» от кинематографа Давид Манули (вспоминайте ленту «Бекет»), который старательно выводит зрителя за пласты привычной реальности. А по этой причине, если вы увидите характеристику «футуристический вестерн» - не верьте, категорически не это.
Хотя в ленте есть много странного, равно как наличествует шериф. Он - некая функция загадочного острова, которым правит Герцогиня. Здесь почти все персонажи - это амплуа: «распутница», «святоша», «толкач» и т.д. Есть ещё главный герой – Каспер Хаузер, хранящий в себе большую загадку.
Чтобы подчеркнуть его таинственность, на роль юноши была приглашена итальянская актриса Сильвия Кальдерони. Если не знать этого обстоятельства изначально, то подлог будет весьма убедительным. Лишь в некоторых сценах её будут выдавать определенные анатомические детали. Для самой актрисы это был дебют в большом кино.
Впрочем, важнейшая тайна связана с имевшейся в действительности «легендой» об указанном персонаже. Каспер Хаузер – загадочный юноша, найденный в начале 19 века в Нюрнберге. Молва приписывала ему возможность чудотворения. Это в итоге выросло в представления о том, что он являлся наследником престола.
В этом моменте объединены две европейские мифо-политические традиции. С одной стороны, сказания о королях-чудотворцах. С другой стороны, бытовавшие в Центральной Европы апокрифы о «тайном короле», так сказать, одушевленной версии «святыни под спудом».
Для реального Хаузера, который толком не умел ни говорить, ни писать, всё закончилось очень плохо – он погиб при весьма загадочных обстоятельствах, что породило новый пласт домыслов и городских легенд. Именно они и стали вольной основой для фильма.
Впрочем, сама лента превращена в подобие мюзикла, когда вас буквально преследуют треки, многие из которых напоминают синтипоп 80-ых. Что кажется вполне оправданным, так как «картинка» стилизована под старое кино. То есть осуществлено качественное смешение. Автор как бы задается вопросом: что было бы, если бы Феллини оказался на современной клубной вечеринке?
Музыка показана как некая мистическая субстанция, а стало быть, ди-джей трансформируется в своего рода служителя культа. По этой причине Каспер Хаузер не умирает, хотя на него и было совершено успешное покушение. В этой части мы можем обнаружить перекличку с «Подземкой» Люка Бессона - в финальных кадрах Фред подает признаки жизни, когда начинает играть «заклинаемый» им ансамбль.