Конечно, Пётр тут не замешан, разве что косвенно. Но об этом чуть позже. Сейчас речь пойдёт о знаменитой террассе в храме Юпитера в ливанском Баальбеке. Известность террасе принесли три каменные глыбы, именуемые баальбекским трилитоном (т.е. "троекамнием").
Эти титанические монолиты внушают должное почтение и служат частью подпорной западной стены храма. Примерные размеры каждой глыбы - 20м х 4м х 5м (длина, ширина и высота). Вес одного камня - около 800 тонн! Естественно, транспортировка и установка подобного сооружения в древние времена, когда не было ни карьерных самосвалов, ни тягачей, ни кранов, кажется задачей невозможной. Поэтому начинают появляться легенды и версии, одна красочнее другой. Вспомнили и загадочное племя титанов, и (куда без них?) космических пришельцев.
Конечно, подобные версии не выдерживают никакой критики. Палеонтологами не найдено останков древних исполинских людей на территории Ливана, но, даже если бы такие и жили, то каких размеров должен быть человек, чтобы он смог поднять камень весом в 800 тонн? Что касается инопланетян, то их вклад в строительство храма Юпитера кажется мне странным.
Странно вытесать три грубые монолита и помочь землянам их установить. Почему не построить храм целиком из стекла и стали? Или из фантастического унобтаниума? К чему эти три куска скалы? Впрочем, о вкусах не спорят. Может у них на Проксиме Центавра так и заведено. Странно, правда, что римляне нигде не упомянули о посещении пришельцев. Видимо, те взяли с них подписку о неразглашении. Однако отбросим и эти скептические нападки. Да инопланетяне странные, да подарили три глыбы, да попросили никому не рассказывать...
И всё же стоит попытаться объяснить всё простыми вещами, благо последние лет сто в школе преподают физику.
Попробуем рассчитать, какое давление на грунт оказывает одна глыба. Считаем площадь: 20*4=80 м². Делим 800 тонн на 80 м². Получаем 10 тонн на 1 м². Это получается 10000 кг на 10000 см², т.е. один 1кг/1см². Теперь возьмём мою машину. Площадь соприкосновения колеса с землёй примерно 20*25=500 см². Колёс у меня 4, получаем 500*4=2000 см². Машина весит около 2000 кг. Получается то же самое – примерно 1кг/1см². В общем-то давление на почву монолит оказывает никакое не сверхъестественное, не сильнее чем мой автомобиль. Полагаю, что мой автомобиль можно двигать по земле волоком.
"Но это автомобиль! Он весит всего 2 т, а баальбекские камни – 800 т! Найди такую тяговую силу, чтобы сдвинуть 800 тонн!" И в этот момент, я бы и сдался! Да что там я! Сами инопланетяне вышли бы из шкафа и со словами "ты нас раскусил!" пожали бы руку пытливому уфологу. Но!.. Тут на ум и приходит Пётр I. Точнее не он, а глыба, на которой стоит его памятник. Это знаменитый "Гром-камень", который весит 2000 тонн! И его транспортировали на гораздо большее расстояние, чем баальбекские монолиты. Причём и посуху и по воде. Имея в распоряжении лишь простые механические приспособления такие как домкраты и кабестаны.
Т.е. в сущности использовались технологии, которыми по идее должны были обладать и римляне, строившие храм. В истории человечества известны и более грандиозные постройки. Взять, к примеру, храм Артемиды Эфесской, о возведении которого я как-то писал. Вот такие дела.
Ну, что как вы считаете, кому присвоим победу уфологии или физике?