Весной 1992 г., покидая территории Хорватии и Сербской Краины, Югославская народная армия оставила массу тяжелого вооружения тамошним сербам, в том числе и несколько танков М-84 (югославская копия советского Т-72). Так как почти все они к тому времени поучаствовали в боях, то нуждались в серьёзном ремонте. Для танков была создана ремонтная база в селе Стрмица, где их чинили специалисты из Республики Сербской.
Эти танки были наиболее современными в краинской армии. Но и количество их было невелико - всего 26 штук, то есть менее 10% от общего танкового парка. Распределены они были следующим образом: 19 в 21-м бронетанковом батальоне, шесть - в 7-м бронетанковом батальоне и еще один - в танковой роте 18-й пехотной бригады.
Краинские «восемьдесят четверки» приняли активное участие в боевых действиях зимой 1993 г. во время отражения хорватского наступления в Северной Далмации. Как правило, один или два танка придавались пехотному взводу и при поддержке артиллерийского огня шли в атаку. В ряде случае их сопровождали боевые машины пехоты М-80.
По неизвестным причинам, сербское командование не использовало свои М-84 в качестве единого «ударного кулака», предпочитая распылять их по пехотным группам. Такой тактики оно придерживалось и позднее, во время ожесточенных боев в Бихачском кармане в 1994-1995 гг.
Однако летом 1995 г. Главный штаб краинской армии наоборот принял решение собрать все М-84 в одну 2-ю бронетанковую бригаду. В ее составе они и встретили хорватскую «Бурю» в августе 1995 г. Хорваты знали об этом и опасались, что танковый кулак сербов нанесет удар по их частям, когда те начнут наступление. Но этого не случилось.
За время хорватской атаки сербские М-84 почти не использовались в боях, перемещаясь в тылу вдоль линии боевого соприкосновения, а спустя несколько дней и вовсе были эвакуированы на территорию Республики Сербской. Несколько танков были брошены по дороге из-за поломок. Сербы так и не решились рискнуть своими танками, чтобы переломить ход «Бури».
Автор - Вадим Соколов