Образ Бабы-Яги принадлежит сразу двум мирам, миру мёртвых и миру живых. В древности прах умерших хоронили в домовинах(миниатюрная изба), расположенных на высоких пнях(столпах) у которых зачастую виднелись корни, напоминающие куриные ноги. Баркова А.Л. считала, что нахождение избушки на курьих ножках в лесу символизировало её нахождение в загробном мире. В.Я. Пропп говорил о лесе следующее : "Лес окружает иное царство, дорога в иной мир ведет сквозь лес". Более того данный факт зачастую фигурирует в народном фольклоре. Как отмечал в свое время Д.Д. Фрэзер, люди первобытной культуры верят, что "духи их предков живут в густом лесу".
Помощниками Бабы-яги выступают гуси-лебеди, которые в свою очередь символизируют ход времени, прилет и улет этих птиц совпадает со сменой сезонов. Считалось, что они приносят и уносят солнце из нашего мира в нижний. Привески в виде гуся и лебедя доживают в славянской традиции до XII в. А. В. Чернецов отмечает, что “образы двух птиц наряду с растительным декором (чаще всего по сторонам деревца) — это традиционная в древнерусском искусстве идеограмма рая (ирия). Это связано с дохристианским представлением о том, что ирий — место, куда улетают птицы”. Чарки, охлупни изб и т.д. в форме утки-лебедя, неся свою обрядовую и смысловую нагрузку сохранились на Русском Севере вплоть до рубежа XIX- XX веков.
Согласно крупнейшему специалисту в области теории и истории фольклора Проппу В.Я. выделяются три вида Бабы-яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет); похитительница детей; воительница.
По некоторым представлениям, Баба-яга хозяйка леса, повелительница зверей и птиц, всемогущая вещая старуха, охранительница границ «иного царства». По этой версии, Баба-яга — это проводник (душ умерших) в потусторонний мир и одна нога у неё костяная для того, чтобы стоять в мире мёртвых. Да и избушка ее поворачивается к лесу то задом то передом именно по этой же причине.
По текстам сказок можно усмотреть и обрядовый смысл действий героя, попадающего к Бабе-яге. В. Я. Пропп обращает внимание на очень важную, деталь. После узнавания героя по запаху она топит баню и выпаривает героя, совершая таким образом ритуальное омовение. Затем кормит пришедшего, что тоже представляет собой обрядовое, «покойницкое» угощение, как бы становясь и живым и мертвым одновременно, а после всего этого герой получает всякого рода волшебных помощников и предметы, для одоления злодея от Бабы Яги.
В большинстве сказок Яга дарительницы чудесного предмета, либо дает мудрый совет-наставление, как вести себя в предстоящих тяжелых испытаниях, либо выступает одновременно и дарительницей и советчицей. В сказке «Василиса Прекрасная» дарение является уже не способом помочь, а наградой за выполнение трудных задач.
Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей, якобы для того, чтобы их съесть. Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след метлой. В египетской «Книге мертвых» описывается суд Озириса, во время которого на одну чашу клали сердце умершего, «на другую – перо богини Маат» . Если сердце перевешивало перо, то покойный считался грешником. В этом случае ему выносили обвинительный приговор, после чего сердце отдавалось «на съедение богине Амт(Аммат)», как и Баба яга съедала тех, кто не прошел испытание или чем то ее разгневал.
Баба-яга-воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть» герой сказки переходит к иному уровню зрелости. При этом злобность и агрессивность Бабы-яги не являются её доминантными чертами, но лишь проявлениями её иррациональной натуры. В. Аникин в книге «Русская сказка» про негативное отношение к ней писал, "такое отношение к Яге появилось на стадии сокрушения патриархальных понятий, в эпоху утверждения патриархального строя" В результате прежде почтительное отношение к Яге сохранилось лишь в образе дарительницы.
Если вам нравится, то что я публикую, подпишитесь на канал, у меня для вас есть много всего интересного ;)