То, что ТУТ это вам не ТАМ знают все.
Мы все разные не только по цвету кожи, языку, вере, но по ходу мысли и прямизне рук. У каждого народа свой подход к ручной работе и ремеслу, причём не просто на уровне: тут больше развито гончарное дело, а там столярное, в этой стране стекло, а в соседней мыловарение.
Нет, нет и нет!
Народы и страны отличаются по самому подходу к ремеслам, по способам обработки материалов, пониманию красоты, оценке качества.
И, знаете, что я вам скажу?
Мы совершенно другие, непохожие ни на кого. А чтобы не быть пустозвоном, приведу конкретную ситуацию, в которой на днях оказался. Уже довольно давно мы дружим с немецким мастером художественного стекла, который, также как мы, имеет свою небольшую студию в городе Пфорцхайм.
Это небольшой такой городишко, в котором живёт чуть больше 100 тысяч человек. Промышленности никакой, зато 90% живущих в нём немев - мастера художественных промыслов, связанных с ювелирным делом. Грубо говоря, из 65 тысяч работающих, 60 тысяч - ювелиры.
Городок считается немецкой Швейцарией, так как количество золота и миллионеров на квадратный метр просто зашкаливает. Жизнь там просто невероятно какая дорогая, во многом именно поэтому, Пфорцхайм - единственный город в Германии, где нет ни одного беженца вообще! Их туда не завозят, а если и завозят, то выжить там на пособие нереально.
Именно в этом миллионеро-золотоносном раю и живёт Михаэль. Имеет, как я уже сказал, небольшую студию, печёт стекло, немного дует на горелке ёлочные игрушки, продаёт их у себя в студии или развозит по рождественским ярмаркам. В общем обычная сытая жизнь бюргера-миллионера, который решил чутка подзаработать на чёрную икру с шампанским собственным творчеством.
Не сказать, что мы друзья, но иногда общаемся по поводу работы. Плюс есть у нас хорошая традиция: каждый новый год мы с друзьями ходим в баню. Конечно, нет! Перед рождественскими праздниками мы обмениваемся ёлочными подарками по схеме:
он-нам-мы-ему.
Кстати, классная традиция, так и он и мы пополняем коллекцию необычных ёлочных украшений. Он хвалится перед своими, развешивая игрушки в студии, мы вешаем его игрушки в нашей студии.
В этом году обмен состоялся чуть позже запланированного, так как свою игрушку мы купили на Маркете. Это была воздушный шар из керамики, сделанный одним уральским мастером. Михаэль прислал нам... тоже воздушный шар собственного изготовления, только сделанный из стекла.
После обмена, состоялся разговор, где нем спросил:
-Вы в магазине его купили?
-Нет!
-Но это уровень фабричного изготовления!
-Да нет же. Это сделал девушка, которая живёт в нашем городе. С чего вы взяли, что это магазинная игрушка?
-Да потому, что она слишком правильная и красивая. Как будто делал настоящий дизайнер, а керамику лили в форму. Она слишком красивая, нет неровностей, как в настоящей ручной работе. А коробка с карточкой прямо как в магазине.
Пришлось объяснять немцу, что у нас мастера всегда стараются сделать вещь по высшему разряду, даже лучше, чем магазинная. То, что европейцы воспринимают в качестве естественности, признаков ручной работы, ремесла для многих русских непростительная корявость и признак брака.
Но немного помялся, потом спрашивает:
-А ту игрушку, которую я прислал, тоже посчитали бы "корьявой"?
Я посмотрел на небрежно положенную краску, цепочку, приклеенную к игрушке при помощи термоклея, и честно ответил:
-Да. Для русских это откровенный брак. У нас бы такое мало кто купил.
-Прости, Вадим мне нужно подумать. С рождеством!
После этого он отключился. Вот мы и абгемахт.
Как я понимаю, Михаэль обиделся, хотя я сказал чистую правду.
Ляпки, потёртости, непрокрасы, корявость - всё это в России воспринимается как неряшливость, слабое мастерство исполнителя. Тогда как за рубежом, если идти по ярмарке, частенько можно схватить когнитивный диссонанс:
-Как! КАК ВООБЩЕ ЭТО МОЖНО ПРОДАВАТЬ!