Представьте себе взводы пехоты, наступающие на врага со стрельбой из винтовок, а затем внезапно, залёгшие. Внезапно каждый боец стреляет из своего миномёта, посылая в сторону врага целый каскад мин. Такова была концепция, исходившая от Главного артиллерийского управления Красной Армии в 1938 году.
Генералы и офицеры придерживались идеи: «Каждый пехотинец - минометчик». Накануне второй мировой войны артиллерия в том виде, в каком ее знал мир, вот-вот должна была быть поставлена в тупик военным экспериментом, который расширял возможности отдельного бойца по сравнению с целой ротой солдат девятнадцатого века.
Лопата - миномёт вскоре украсит пояс многих русских солдат, предлагая — по крайней мере, теоретически — большую огневую мощь, чем когда-либо прежде. В официальном руководстве от 1942 года лопата-миномёт упоминается как «37-мм миномет». Концепция стреляющей лопаты возникла у Дьяконова, служившего офицером с 1916 г., и финансирования многие нововведения были реализованы только тогда, когда старшие офицеры брали на себя разработку концептуальной техники.
Имеются указания на то, что генерал Н.Н. Воронов был одним из тех инициативных офицеров, которые принимали участие в продвижении лопаты-миномёта. В 1938 году советский стрелковый полк никогда не мог быть уверен, на какую поддержку он может рассчитывать при ограниченных ресурсах.
Взводные минометы можно было использовать, чтобы прикрыть наступающую пехоту на расстоянии до 250 метров. Командный аппарат вынашивал идею превращения шанцевого инструмента в устройство двойного назначения. В период с 1938 по 1939 год калибр такого оружия был установлен на уровне 37 мм, а боевая нагрузка стрелка с винтовкой Мосина и миномётом-лопатой увеличивалась на вес миномета (1540 граммов - 3,4 фунта) и 15 37-мм выстрелов. Весом 500 граммов - 1,1 фунта каждый выстрел. Некоторые подробности боевого применения лопат-миномётов были получены из опыта 85-го стрелкового полка 100-й стрелковой дивизии.
Короче говоря, миномёт оказал заметное, но слабое влияние на финские линии обороны. Оказалось, что снаряды слишком глубоко погружались в грязь и снег и, таким образом, уменьшали эффективный радиус разлёта осколков. Дымовых снарядов для прикрытия наступления пехоты не было. Сами снаряды для миномёта изначально имели покрытие из смазки или масла, которое бойцы должны были стереть перед выстрелом.
В арктических холодах это было серьезной проблемой в бою. Другими проблемами были отсутствие надлежащей подготовки солдат и отсутствие прицельных приспособлений на миномёте. Снаряды, падающие на снег, не оставляли следов, позволяющих корректировать огонь.
После того, как утихли бои под Вязьмой лопата-миномёт исчезла из Красной Армии. Однако боеприпасы продолжали служить — как мины и мины-ловушки. Снаряды использовались в полевых условиях с несколькими типами взрывателей, наиболее популярными из которых были HUV / MD2, используемые с растяжками.
Она хорошо зарекомендовала себя и получила обозначение мина ПОМЗ-37. Как было обнаружено при использовании снаряда, используемого лопатой-миномётом, мина ПОМЗ-37 была эффективна для ранения противника, но недостаточно мощной, чтобы нанести серьезный ущерб окружающим целям.
Больше интересных статей и новостей в приложении Оружейник онлайн, присоединяйтесь к приложению https://orujeinik.ru/, впереди много интересного.