Ответ протоиерея Димитрия Смирнова на вопрос из видеозаписи прямого эфира радио "Радонеж" от 6 апреля 2013 года.
Прот. Александр Березовский: Добрый вечер, дорогие слушатели!
Алексей из Омска: «Вот уже несколько лет я пытаюсь стать христианином, начать вести духовную жизнь. Устал понуждать себя на молитву и духовное чтение и сейчас просто вернулся к прежней доцерковной жизни. Я понимаю, что нужно начинать всё заново, но, вспоминая первый свой опыт, осознаю: у меня опять не хватит сил надолго. Руки просто опускаются, где взять силы опять всё начать заново?».
Прот. Димитрий Смирнов: Нет, тут, дорогой Алексей, даже и бесполезно начинать.
Прот. Александр Березовский: Если нет веры…
Прот. Димитрий Смирнов: Раз уж заранее знает, что надолго не хватит. Так что две минутки помолись, и бросай опять. Тут всё дело в вере, что характерно, в Бога. Но, к сожалению, так бывает, что у многих начинающих как-то веры в Бога не хватает. Все говорят: «У меня ничего не получается», «я никак не могу сосредоточиться». «Я», «у меня», «я», «у меня». А ведь человеку невозможно спастись. Только если Господь. Поэтому надо смиряться и просить. Тогда Господь, если захочет, скажет: «Хочу, очистись» (Мф. 8, 3). Только таким образом.
Прот. Александр Березовский: Но нередко бывает, человек говорит: «Молюсь, давно молюсь, прошу. И никаких сдвигов не происходит» (видно, тех сдвигов, которых он ждёт).
Прот. Димитрий Смирнов: Но ведь как молюсь… Это же ни ты, ни я, ни какой-нибудь рядом стоящий наблюдатель не сможет определить как он молится. Может, это просто чисто формальные поиски знакомых букв в молитвослове. Ну мы не знаем… «Я молюсь» – а что он этим подразумевает, мы же не знаем. Я не могу представить – как это так – человек молит о чём-то Бога, а Бог ему не даёт. Как это так?
Прот. Александр Березовский: Раз свидетельствуют люди, значит так бывает.
Прот. Димитрий Смирнов: Значит тут Бог хочет от человека чего-то…
Прот. Александр Березовский: Большего.
Прот. Димитрий Смирнов: Нет, не обязательно большего. Не в многословии будем услышаны (Мф. 6, 7).
Прот. Александр Березовский: Ну я имею в виду не в смысле молитвы, а, может быть, изменения жизни…
Прот. Димитрий Смирнов: Может быть и это… В общем, для этого есть Евангелие. Там – ответы на все вопросы. Там тоже показано, что Господь не всем сразу давал, а вот взял Закхея со всем его домом, помиловал. Сказал: «…спасение дому сему бысть; зане и сей сын Авраамль есть» (Лк. 19, 9). Взять это, прочитать через лупу духовную исследовать, что такого в Закхее было примечательного. И понять, а что от меня требуется в моей жизни, как я должен это приложить.
Прот. Александр Березовский: В плане молитвы очень примечательна, конечно, молитва хананеянки за свою дочь…
Прот. Димитрий Смирнов: Или, например, гражданина одного, у которого сын был бесноватый. Он воскликнул: «верую, Господи! Помоги моему неверию» (Мк. 9, 24). Надо понять, что это значит, почитать толкования святых отцов. Когда сказано: «толцыте, и отверзется» (Мф. 7, 7; Лк. 11, 9), это речь идёт об Истине. Надо каждому человеку для себя понять. Это такие тонкие вещи, которые разжёвывай, не разжёвывай… Это должен человек в один момент вдруг прозреть.
Прот. Александр Березовский: От чего этот момент зависит?
Прот. Димитрий Смирнов: Это какая-то тайна Божия.
Прот. Александр Березовский: То есть нельзя нарисовать какой-то алгоритм , который приведёт к прозрению?
Прот. Димитрий Смирнов: Может быть можно, но я не знаю этого алгоритма.
Прот. Александр Березовский: Я почему упомянул вот эту хананеянку, которая бежит за Христом и просит: «Господи, помилую мою дочь!» И как он не откликается на её просьбу. Не о себе просит, о дочери молит. И даже ученики удивляются и уже ходатайствуют перед Господом за неё. А оказывается, что Господь-то хочет, чтобы она явила веру не только в молитве, а ещё и в своём смирении.
Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Потому что очень многие просят за детей. Чуть ли не большинство.
Прот. Александр Березовский: Ну, самая болезненная тема – это дети.
Прот. Димитрий Смирнов: Сегодня тоже на Исповеди одна женщина приходила, за сына просила. Это то, что человеческое сердце печалит. Конечно, мать больше всего просит за детей.
Прот. Александр Березовский: И вот, спрашивают: «Чего мне не хватает? Молюсь, прошу, правило соблюдаю». Вот, может быть, того смирения, которое явила эта хананеянка, не хватает?
Прот. Димитрий Смирнов: Ну, это любому можно сказать. Но ведь нужно ещё понять, что такое смирение.
Прот. Александр Березовский: Как это сделать?
Прот. Димитрий Смирнов: Я, кроме того, что смирение есть одеяние Божества, никакого другого определения просто не знаю.
Прот. Александр Березовский: Есть примеры проявления этого смирения. Вот мы можем подражать этому, и именно в подражании мы сумеем понять.
Прот. Димитрий Смирнов: Вот именно, тут надо не то что понять, а как-то почувствовать. Но вот, отдельные люди свидетельствуют – только смирился, и всё…